+7 989 669 15 15



«РАПСОДИЙНОСТЬ» АНГЛИЙСКИХ ОРИЕНТАЛЬНЫХ ЭССЕ XVIII ВЕКА




Лучинина Полина Юрьевна

аспирантка, ВятГГУ, Россия, Киров

Статья посвящена поискам элементов рапсодии в английском ориентальном эссе XVIII века как атрибутам предромантического жанра.

Ключевые слова: Ключевые слова: эссе,рапсодия,предромантизм




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Неканоничность жанра английского эссе XVIII века в силу социально опосредованной поэтической медитативности, личностности, унаследованных ещё от М. Монтеня, диктовала авторам особое содержательное наполнение в пользу «не-событийной занимательности» [1, c.52], которая нередко принимала ориентальное звучание. Предромантическая эстетика «экзотического» при некой «неправильности», замеченной Дж. Аддисоном [5, т.13, c.111], «случайности» и даже фрагментарности жанра малой прозы сообщала определенную «рапсодийность» ориентальным эссе английского Просвещения.

В контексте художественного сознания эпохи понятия «рапсодия» и «эссе» были синонимичны: «рапсодией» названо Дж. Деннисом «Эссе о критике» А. Поупа [1, c.52-53], аналогично обозначает свои литературные опыты Р. Стиль (The Spectator, №144, №192, 1711) [5, т.8, c.61, 289].

Так, Э. Э. К. Шефтсбери в ориентальном эссе-рапсодии, обращаясь к индийской мифологии, согласно которой диск Земли покоится на спинах слонов, пишет, что картина мира любого этноса аксиоматична, и потому не стоит вдаваться в размышления, чтобы не зайти в тупик подобно философам, в поисках первоосновы бытия «выдумавшим» черепаху [4, с.202].

Традиции инструментального жанра связывают его с историей мировой литературы: первоначально «рапсодией» обозначали пение или декламацию эпических поэм [2, с. 367], и, очевидно, наследие античных певцов-рапсодов обусловило близость стихотворных эссе к рапсодии.

Например, в журнале «The Muses’ Mercury: or the Monthly Miscellany» были опубликованы два эссе, в первом [6, с.114] герой, очевидно, под впечатлением от оперы И.К. Пепуша «Томирис, королева Скифии», в 1707 г. поставленной на английской сцене [3, с.330], сравнивает объект своей страсти с персонажем пастиччо: угадывается внешнее сходство (skythian-like) с царицей массагетов Томирис, свойственные её натуре непримиримость (all prepar’d to slay) и воинственный дух (Rage). Лирический герой второго эссе тоже находится во власти чувств, но они такой силы, что спасти его не смогут уже ни богатства Индии (India’s Wealsh), ни бедствия, ни сама судьба. [6, с.122].

Предромантическое личностное начало при использовании элементов экзотического фольклора роднит ориентальное английское эссе с рапсодией. Данная тенденция в рамках «рапсодийности» была продолжена в стихотворных эссе У. Хейли (Essay on Epic Poetry), посвященным поэме Камоэнса «Лузиады».

 

Список литературы:

1.     Березкина, В.И. Из истории жанра эссе в английской литературе XVIII в. (К проблеме исторической поэтики жанра) / В.И. Березкина // НДВШ: Филологические науки. – М.: Высшая школа, 1991. - №4. – С.49-61.

2.     Oxford Dictionary of Word Origins // Oxford University Press, 2010. - 512 p.

3.     Sadie, J.А. Companion to Baroque Music. University of California Press, 1998.-540 p.

4.     Shaftesbury, A. A. C. An Inquiry concerning virtue and merit. The Moralists, a Philosophical Rhapsody. L., John Darby, 1732. – 445 p.

5.     The British Essayists, with prefaces, historical and biographical, by A. Chalmers. In forty-five volumes. - L., 1817.

The Muses Mercury: or the Monthly Miscellany. Vol. 1. №5. 1707. – 127 p.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.