Адаптация студенческой молодежи к современным условиям в социуме




Кочергин Максим Ильич

аспирант «Северо–Кавказского федерального университета» Россия, г. Ставрополь

Аннотация: В данной статьи рассмотрено влияние студенческих общественных объединений на социальное развитие молодежи. Вкратце описана история возникновения студенческих объединений.

Ключевые слова: студенчество, молодежь, студенческие объединения, социум, университет, воспитательная работа.




Библиографическое описание: 


Одним из основных условий выхода России на оптимальный курс развития является социальная адаптация населения. Вектор должен быть направлен преимущественно на молодежь и прежде всего на студенчество, так как она способна к быстрой смене стереотипов в поведении и сознании, которая в дальнейшем определяет будущее государства.

Современность существенным образом изменяет характер взаимодействия молодежи, меняя представления о социальном времени и пространстве. Социальные группы и индивиды имеют возможность плюралистического выбора жизненных стратегий, смены своей идентификации, что, в конечном счете, радикально влияет на характер взаимодействия как индивидов, так и социальных групп. Особенно эта тенденция прослеживается в социальной группе молодежи и рельефно представлена студенческой молодежью.[1]

Согласимся с высказыванием Н.А. Савотиной, что в условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи в силу неустойчивости ее социального положения, неустоявшегося мировоззрения, подвижности системы ценностей. Многочисленные социологические и педагогические исследования свидетельствуют о ее растерянности, утрате идеалов, пессимистическом восприятии жизни, отчуждения от общества взрослых. Молодежь в своей массе скептически относится к понятиям гражданского долга, ответственности, общественной деятельности. Как следствие глубоких деформаций в обществе, более половины молодых людей не рассматривают образование как приоритетную ценность.[2]

Рыночная же экономика в цивилизованном обществе требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора. Отсюда следует, что система образования, с одной стороны, должна удовлетворять изменяющимся требованиям общества, а с другой обеспечивать развитие личности с учетом ее запросов, способностей, интересов, ценностных ориентаций. В связи с этим возникает необходимость поиска путей согласования, оптимизации соотношения и вариативности интересов общества и личности с учетом приоритета личности.[2]

Одним из путей выхода из данной ситуации по нашему мнению может рассматриваться участие студенческой молодежи в общественных объединениях университета.

До 90-х г. г. ВЛКСМ был единственной (и единой для всей молодежи) организацией, работающей в студенческой среде и решающей проблемы молодежи в целом, и студенчества, как передовой ее части. На смену комсомолу в вузы пришли другие организации – студенческие профсоюзы, объединившиеся в Ассоциацию профсоюзных организаций студентов, Российский Союз Молодежи, Ассоциация студенческой молодежи, студенческие союзы, студенческие советы, другие органы студенческого самоуправления. Если первоначально их приход был формальным, выражающимся в их фактическом появлении, но далеко не в количественном охвате участников и в серьезном уровне решения студенческих проблем, то к сер.90-х годов, а тем более во второй половине 90-х годов, эти организации становятся массовыми и весомыми как в студенческой среде, так и в обществе в целом. На современном этапе все больше возрастает общественная активность студенческой молодежи. Она выражается прежде всего в развитии студенческого движения. Во всех регионах Российской Федерации появляется с каждым годом все больше разноплановых общественных студенческих организаций. Сам факт их появления указывает на то, что студенты чувствуют необходимость объединяться для реализации своих интересов и потребностей. Игнорировать студенческие объединения сегодня невозможно. Чтобы более результативно и эффективно работать со студенческими объединениями, недостаточно признавать факт их существования.[3]

Студенческие общественные объединения – это группа людей единомышленников. Молодежь объединяется по интересам и вовлекает, как можно больше в свой круг общения студентов.

Студенческие общественные объединения относятся к воспитательной работе вуза. Само понимание термина «воспитательная работа» корректируется в сторону общества, государства становится более социальной. В связи с этим меняются и формы воспитательной работы в вузе вектор направлен на сотрудничество, соуправлению, индивидуальному подходу, отказываясь от функций контроля, назидания морального давления.

Формирование личности в период обучения в высшем учебном заведении – важнейший этап социализации молодого поколения, связанный с воспитанием социально-зрелой личности. В связи с этим, существует необходимость системной постановки воспитательного процесса в вузе, при котором данная сфера деятельности выступает в органическом единстве с учебным процессом и научно-исследовательской подготовкой студентов. Взаимосвязь и взаимозависимость учебной, научной и воспитательной работы определяется целой совокупностью качеств, установок и ценностных ориентации личности, определяющих профессиональную и социальную компетенцию специалиста.[4]

Студенческие организации изучают потребности студентов, защищают права учащихся на доступном уровне, оказывают помощь в обучении и профессиональном самоопределении молодежи. Проведение различных вузовских мероприятий таких как культурные и научные конференции, выставки, фестивали, концерты стали традиционными.

В любом молодежном объединении остро встает проблема лидерства, межличностных взаимоотношений. И эта здоровая конкуренция среди ровесников способствует выявлению лучших общепризнанных качеств личности у претендентов на лидерство, потенциальных возможностей каждого, определенному раскладу социальных ролей в созданном микромире. Таким образом, любые студенческие общественные объединения способствуют ускорению процесса социализации личности. Опыт показывает, что молодой человек, в период обучения в вузе активно вовлеченный в коллективно-творческую общественную деятельность, гораздо легче вливается в общество, трудоустраивается и адаптируется в новом коллективе.[5]

По мере развития студенческой среды в ней начинает формироваться наиболее энергичное, деятельное ядро — студенческий актив. Отсюда одна из существенных задач, которую должна решать воспитательная система вуза — это обеспечение духовного и профессионального роста организаторов всего комплекса этой деятельности: руководителей кружков и секций, лидеров студенческих организаций и т. д. До их сознания следует довести не только значимость организации многопрофильной, содержательной работы, но и одновременной подготовки партнёров по организации данной деятельности из числа наиболее активной студенческой молодёжи.[4]

Прогрессивная работа студенческих общественных объединений не может реализовываться без закрепления их статуса в структуре университета. Не мало важным является позиция заинтересованности администрации вуза, которая обязана оказать помощь составу студенческой организации, стать полноправными участниками вузовской жизни. Невозможность влиять на протекающие общественные и учебные процессы в университете, ощущение собственного бессилия, может привести к безынициативности, равнодушию студентов и конфликту с администрацией.

В заключении стоит сказать, что по нашему мнению студенческие общественные объединения именно тот институт, та лаборатория, где формируется личность молодого человека, приобретаются и совершенствуются необходимые лидерские навыки и знания, умение работать в коллективе, выявлять основные проблемы и находить оптимальные пути их решения.

Исходя из всего этого, молодежное движение рассматривается не только как посредник стабильного и развивающегося общества, но и потенциал прогрессивного развития государства.

 

Список литературы:

  1.   Бутакова, Д.А. Активные стратегии социальной адаптации студенческой молодежи современного российского общества диссертация : дис. … канд. соц. наук : 22.00.04 / Дарья Андреевна Бутакова ; Иркутск.гос. тех. ун-т. – Иркутск ., 2009. – 204 л.
  2. Савотина, Н. А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / Савотина Наталья Анатольевна ; Москва, 1997. – 196 c.
  3. Энциклопедия знаний. Информационная справка по работе со студенческой молодежью и поддержке студенческих общественных объединений [Электронный ресурс] режим доступа : http://pandia.org/447913/ , свободный .Загл. с экрана.
  4.   Библиотека РГУ имени С. А. Есенина. Роль студенческих общественных объединений в воспитательном процессе вуза [Электронный ресурс] режим доступа :http://library.rsu.edu.ru/archives/7407 , свободный .Загл. с экрана.
  5. .   Ляукина, Г.А. Студенческие общественные объединения как форма воспитания молодежи в вузе [Электронный ресурс] режим доступа : http://www.gulnara.ru/stat4/ , свободный .Загл. с экрана.
Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»