+7 989 669 15 15



АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ НАЦИИ




Алынин Станислав Артурович*,Смирнова М.М**

студент* ,кандидат педагогических наук**, Политехнический университет г. Санкт-Петербург

В статье рассматриваются вопросы здоровьесбережения нации средствами адаптивной физической культуры, концептуальное основание здоровьесберегающих технологий, методологические основы концепции здоровьесбережения, принципы построения здо-ровьесберегающих технологий.

Ключевые слова: Ключевые слова: Здоровьесбережение,адаптивная физическая культура,здоровьесберегающая технология,концепция здоровьесбережения.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Современное общество в целом и человек, как его центральное звено, в настоящее время находится в постоянном стрессовом состоянии: модернизация экономики, образования, настораживающая экологическая обстановка, катаклизмы и катастрофы – все это причины, способствующие ухудшению состояния здоровья как отдельного индивида, так и всей нации. Человек, его культура, образование, научное развитие, здоровье, личностные качества должны рассматриваться не только как средство, инструмент той или иной деятельности по преобразованию природы и общества, но, прежде всего, как цель, результат, смысл этих преобразований и существование самого общества. Необходимо заменить парадигму развития общества, господствовавшую в нашей стране в течение десятилетий, новой концептуальной системой взглядов, в соответствии с которой именно человек со всеми его уникальными свойствами и особенностями образует центр теоретического осмысления социальных явлений. Успешности каждого человека, его социальной адаптации во времена преобразований может способствовать непрерывное образование, направленное как на получение новых специальных знаний, так и на сохранение здоровья каждого человека. Концептуальным основанием здоровьесберегающей технологии в современном образовании во всех его проявлениях (от начального до непрерывного) может выступать адаптивная физическая культура. Поэтому проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья человека. Термин «здоровьесберегающая образовательная технология» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесберегающих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологических процессов, сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся разного возраста. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесберегающей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного учителя и коллектива учебного заведения в целом. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к образованию как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности. Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии обучения и воспитания; теории физической культуры и здорового образа жизни личности, технологии их формирования; теории управления.

Адаптивная физическая культура интегрирует в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, коррекционную педагогику – и большое количество учебных и научных дисциплин: теорию и методику физической культуры, теорию и методику отдельных видов спорта и их групп, теорию и методику физического воспитания, двигательной рекреации и физической реабилитации; анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, гигиену, общую и частную патологию, тератологию, психологию болезни и инвалидности, специальную психологию, специальную педагогику, психиатрию и т.д.

Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация личности человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества его жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур.

Одной из главных проблем теории адаптивной физической культуры является проблема изучения потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций обучающихся, особенностей их личности и индивидуальности; проблема исследования процесса формирования и корректировки аксиологической концепции жизни человека.

Важнейшей проблемой теории адаптивной физической культуры является изучение особенностей умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

В связи с многообразием наук, изучающих человека в разных аспектах, необходимо выделить те опорные концепции, которые являются существенными для формирования его личности, духовного и физического развития, социализации и интеграции в обществе.

Цель такого подхода – не собирание фактов из разных областей человеческих знаний, а определение соответствия теорий, установление базисных, междисциплинарных взаимосвязей в интересах создания теории и методологии дисциплины, носящей полифункциональный характер.

Важнейшими, имеющими определяющее значение для формирования теории адаптивной физической культуры, являются следующие опорные концепции:

1. Утверждение человека как высшей ценности на земле независимо от здоровья; нет ни чего дороже, чем жизнь человека, приоритета человека как высшей ценности образования и культуры;

2. Понимание человека как целостной неделимой сущности, в которой интегрируется биологическое и духовное, психосоматическое и социокультурное единство;

3. Признание человека как личности, уникальность которой определяется сплавом врожденных особенностей, влиянием среды обитания, в которой она формируется, своеобразием телесной и психической организации, темперамента, интеллектуального потенциала, потребностей, задатков, способностей и т.п.;

4. Признание личности как существа свободного, одухотворенного, нравственного, природной основой которого является добро, чувства справедливости, сострадания, милосердия;

5. Способность личности к самопознанию, саморазвитию, самореализации и творчеству во всех сферах жизни деятельности.

Адаптивная физическая культура как новая для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

Особенно важным направлением развития адаптивной физической культуры в Росси является внедрение аксиологической личностно-ориентированной концепции. Повсеместное внедрение в жизнь россиян адаптивной физической культуры, как важнейшей области непрерывного образования, обеспечит новый уровень качества жизни каждого человека нашей страны.

 

Список литературы:

1. Теория и организация АФК: учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК / Под общей ред. Проф. С.П. Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

2. АФК: Ежеквартальный периодический журнал. – 2000; №№1–2, 3–4. – 2001 и последующие годы: №1, 2, 3, 4.

3. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа ФВ во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1997.

4. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. ФВ в школе глухих и слабослышащих: Учебное издание. – М.: Советский спорт, 1991. – 64 с.

5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.: Тера-Спорт, 2000. – 166 с.

6. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: Аграф, 1997. – 128 с.

7. Горская И.Ю., Сунягулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различными уровнями способностей: Монография. – ОмскИзд-во СибГАФК, 2000 – 212 с.

8. Григоренко В.Г.,Сермеев Б.В. Теория и методика ФВ инвалидов. – Одесса, 1991. – 98 с.

9. Дмитриев А.А. ФК в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. -176 с.

10. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техническое обеспечение АФК: Учебное пособие / Под ред. профессора С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2000. – 152 с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.