АДЫГСКАЯ ЖЕНСКАЯ ШАПОЧКА




Хачиева Анаит Сережаевна

доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик

В статье рассматриваются виды адыгской женской шапочки, которая представляет собой довольно сложный, информационно насыщенный комплекс. Изучение одежды представляет большой научный интерес, так как это один из относительно устойчивых этнических признаков, связанный с духовной жизнью народа, его обрядами и верованиями.

Ключевые слова: Ключевые слова: шапочка,донышко,околыш,галун,басонные изделия,золотное шитье,вприкреп,гладь.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Для Северного Кавказа характерна этническая поликомпонентность, неповторимое разнообразие этнографической структуры и сложный рисунок взаимного влияния этносов. Кросс-культурные взаимодействия в этих условиях играют существенную и долговременную роль в процессе культурного развития.

Единство территории и событийного контекста с давних времен формируют тесные связи между народами. Длительные социальные и экономические контакты неизбежно сопровождаются транслированием, копированием отдельных элементов материальной культуры, что со временем приводит к появлению сходных или даже общих форм, в частности, в одежде.

Изучение одежды представляет большой научный интерес, так как это один из относительно устойчивых этнических признаков, с одной стороны, определяемый уровнем развития ремесел и экономики в целом, формами хозяйствования, климато - географическими условиями, с другой - связанный с духовной жизнью народа, его обрядами и верованиями.

В национальном костюме отражаются традиции и менталитет народа. Этот, наиболее массовый вид народного творчества, как сложная система, существует в пространстве культуры, тесно взаимодействует со многими её элементами и обладает несравненным многообразием функций. «Традиционный народный костюм является уникальным памятником материальной и духовной культуры нации, человечества, отдельной эпохи, отражением мировоззренческих ценностей и проявлением эстетических вкусов этноса. Это бесценное достояние культуры народа» [4, с.122].

Складывавшаяся веками национальная одежда народов Северного Кавказа овеществляет народный опыт, демонстрирует достигнутый компромисс между следованием диктату утилитарных потребностей и эстетическим идеалам, вкусу её создателей. Она является ценным культурным наследием. Декор костюма отражает и идеологический аспект культуры, поскольку украшения и аксессуары несли дополнительную смысловую нагрузку - выполняли функции оберегов.

Комплексное изучение народных традиций задача перспективная, многоплановая и долгосрочная. Вдумчивое исследование деталей народного костюма, их творческое переосмысление в свете современной парадигмы может стать основой создания актуальных изделий, и это «одна из важнейших, принципиальных задач художников-модельеров, занимающихся созданием одежды»[5, с.235].

Северокавказская традиционная одежда отличается строгим и последовательным соблюдением принципа единства ансамбля, прослеживаемым как в выборе материала и покроя, так и в сочетании цветов, орнаментации одежды, аксессуаров.

Народный костюм органично соединяет разнообразные материалы и виды декоративного творчества, демонстрирует уровень искусства кроя, вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения, низания, плетения, аппликации, обработки кожи, металла.

Костюм представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически и грима. Адыгам, как и другим народам Западного и Центрального Кавказа, свойственно чувство ансамбля. Костюм, особенно праздничный, никогда не рассматривался как произвольный набор отдельных вещей, надеваемых в различных сочетаниях. Каждая часть и деталь костюма создавалась в строгом соответствии единству замысла по форме и цветовой гамме.

 В эстетической характеристике адыгского костюма основной общей чертой является благородная скромность. Строгая цветовая гамма, четкость и даже некоторая сухость линий кроя и орнаментации. Расположение декоративных деталей на самом костюме точно локализовано и весьма ограничено количество украшений, надеваемых отдельно. В этой сдержанности секрет неповторимого изящества адыгского женского костюма. Женскую одежду украшали более тщательно, чем мужскую, применяя золотную и серебряную тесьму, галуны, шитье золотом, плетеные шарики и ажурные басонные плетения.

Важная часть женского костюма - головной убор, у большинства народов он представляет собой довольно сложный, информационно насыщенный комплекс. Головной убор отражает сословную принадлежность и уровень благосостояния, место проживания, возраст и семейное положение женщины.

У адыгов головные уборы женщин весьма разнообразны: накосные подвески (адыг. - шъхьац пышIэ, кабард.-черк. щхьэц пыщIэ), шапочки, украшенные галуном и золотым шитьем вприкреп (адыг. дышъэ паIо, кабард.-черк. дыщэ пыIэ), платки (адыг. IалъэкI, кабард.-черк. IэлъэщI), шали (адыг. щылэхъар, кабард.-черк. шылэхъар).

Шапочки чаще всего являются одной из основных частей головного убора девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка. Они отличаются этническими особенностями и большим разнообразием форм[3, с.192].

Общая черта шапочек всех народов Северного Кавказа - наличие придающей ей четкую форму твердой основы (картон, кожа). Основа обтягивалась тканью (бархат, сукно) или галуном. Подкладка делалась из ткани.

 Шапочки были очень дороги и доступны далеко не каждой девушке. Их украшали вышивкой, золотыми и серебряными нитями, галунами, басонными изделиями (кисти, бахрома, шарики, подвески), металлическими накладками. У кабардинцев существовал и социальный запрет на ношение шапочек девушками, не принадлежавшими к высшим ­сословиям.

Шапочки имели различную высоту и форму основной части (околыша), которая могла быть цилиндрической или в виде усеченного конуса, а также разную форму верхушки (донышка). Существенно отличались и способы украшения.

Форма головного убора адыгской женщины связывалась с различными периодами её жизни. Девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она, по местному выражению, «начинала ходить на танцы», т.е. созревала для замужества, надевала высокую шапочку.

Шапочки имели цилиндрическую, конусообразную или округлую форму, а иногда цилиндр переходил в конус и такая шапочка напоминала мужской шлем. Высокий твердый околыш украшали широким, или сшитым из нескольких узких, галуном из золотых и серебряных ниток, донышко покрывалось сукном или бархатом и украшалось узкими галунами. Называлась шапочка «золотая» (по кабардински дыщэ пы1э). Это название употреблялось и в том случае, когда и галун, и вышивка, были выполнены из серебряных ни­ток.

Можно выделить две большие группы шапочек:

1)        украшенные галунами и шитьем вприкреп золотыми и серебряными нитками (рис.1);

2)        украшенные шитьем золотом в технике глади (рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Шапочки с галунами и шитьем вприкреп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Шапочки с золотым шитьем гладью.

 

Шапочки первой группы более ранние по форме и способам украше­ния. Эта группа представлена рядом типов. Первый тип — шапочки в виде высокого цилиндра с конусообразной или выпуклой верхушкой. Иногда вся шапочка в целом имеет вид вытянуто­го конуса («сахарная голова»). Встречаются на них в качестве декоративных элементов и мелкие ба­сонные пуговки или металлические бляшки, но нечасто. Такие шапочки более характерны для первой половины и середины XIX в., однако бытовали и позднее. Они очень ценились и передавались из поколения в поколение.

Второй тип шапочек первой группы отличается меньшей высотой ци­линдрической части, также обтянутой полосатыми галунами, и более вы­пуклой полушаровидной верхушкой, покрытой бархатом или сукном. Эта верхушка украшалась радиально расходящимися от центра галуна­ми, между которыми видна основная ткань красного или черного цвета. Такие шапочки имели басонные украшения в виде плетенок, окаймляющих верхний край цилиндра и расположенных между галуна­ми на верхушке. Спереди по верхнему краю цилиндра была протянута нитка, с которой в виде бахромы спускались кисточки из золотых или серебряных ниток. На самой макушке, в месте скрещения галунов, часто располагалась вертикально поставленная продолговатая басонная бусина из золотых или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными металлическими изображениями: птичкой, полумесяцем, цветком. Серебряные накладки украшали чернью, гравировкой, зернью, филигранью, порой позолотой.

Первый и второй типы шапочек наиболее характерны для адыгов (адыгейцев, черкесов, кабардинцев).

Шапочки, бытовавшие до конца XIX в., отличались значительной высотой (до 35 см). Во второй половине XIX в., наряду с высокими, стали носить и невысокие шапочки. Твердая шапочка, в виде невысокого (4 - 6см) цилиндра с плоским донышком, обтягивалась сукном, бархатом, чаще всего темно-красного цвета, и украшалась не только галунами, но и шитьем гладью, растительным орнаментом по околышу и на донышке. Они тоже имели украшения в центре донышка, от которого спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовала о её заимствовании у соседних народов.

Низкая шапочка, известная под названием кривая шапочка (кабард. – пыIэ къуанщэ), отличалась еще более низким околышем (1,5-2 см) и плоским дном. Такая шапочка могла держаться на голове только при помощи шнурка под подбородком. Ее носили немного на бок. Она обильно украшалась золотым шитьем, особенно на донышке. Никаких кистей или объемных басонных украшений на ней не было.

В основном шапочки носили девушки. Женщины, как и невестки до рождения первого ребенка, носили шапочки с белым шелковым платком с бахромой[2, с.99].

После рождения первого ребенка молодая невестка снимала круглую шапочку и покрывала голову платком. У кабардинцев смена головного убора производилась отцом мужа, и этот обычай подчеркивал, что невеста окончательно стала членом новой семьи[1, с.102].

Кабардинцы, уже в XIV—XV вв. прочно обосновавшиеся на своей современной территории, в отрыве от основной массы адыгов, могли в большей степени сохранить древние формы конических высоких шапочек, ранее носившихся всеми адыгами. Эти шапочки можно условно наименовать кабардинскими или адыгскими[3, с.197].

Большим разнообразием технических приемов и способов отличается национальная вышивка. При оформлении одежды она используется в согласованном художественном замысле, отражает этническую историю, этнокультурные связи с другими народами. До настоящего времени сохранились традиционные техники и приемы исполнения, орнаментальные узоры и украшения, свидетельствующие о формировании вышивки в недрах местной локальной культуры.

Дополнением к женскому костюму были нагрудники и пояс из серебра с золочением, чернением, гравировкой, сканью, зернью, драгоценными камнями и подвесками.

Сегодня, когда актуальность изучения наследия национальных культур не вызывает сомнений, более глубоко рассматриваются проблемы сохранения и развития народных традиций. Народное искусство остается источником идей, не только основой вдохновения художников, дизайнеров, мастеров костюма, но и непреходящей, постоянно развивающейся и само обогащающейся ценностью. Культура одежды — одна из линий развития культуры народа, представляющая большой интерес для исследователей.

 

Список литературы:

1. Мамбетов Г.Х. Одежда в традициях и обычаях кабардинцев и балкарцев. Вестник КБНИИ (5 выпуск) Нальчик, 1972. -320с.

2. Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, «Эльбрус» 1994. 285с.

3. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII- XX вв. – М., Наука. 1989. 288 с.

4. Фольклор в контексте культуры: Сборник статьей по материалам Всероссийской научной конференции. (Махачкала, 10 марта 2011 г.) /Под науч. ред. М.Ш. Абдулаевой. – Махачкала, ДГПУ, 2011.- 164 с.

 5. Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Материалы 3-й Международной научно- практ. конференции. Ч.2 /Отв. ред. Н.Н. Болдырев.- Тамбов: Першина, 2005.- 293 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»