Известно, что у учащихся ЗПР снижена познавательная активность, которая приводит к тому, что школьники не приобретают многих, даже элементарных вычислительных знаний и умений. А это, в свою очередь, вызывает повышенные затруднения при освоении всей математической культуры в целом, а также в их дальнейшем обучении в школе. Научиться быстро и правильно выполнять вычисления важно для школьников с задержкой психического развития как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости и социализации.
На уроках математики устная работа имеет важное значение, указывает Н. Бабенко. Среди различных видов устной работы (рассказы учителя, его беседы с классом или отдельными учениками, рассуждения учащихся при выполнении заданий и др.) особое место занимают упражнения, которые проводятся в вопросно-ответной форме, когда все учащиеся класса одновременно выполняют одни и те же упражнения устно, не производя никаких записей, а лишь запоминая условия заданий и, если необходимо, промежуточные результаты, которые появляются в ходе их выполнения [1].
По мнению Ю. Костенковой, устные упражнения способствуют лучшему усвоению учебного материала, отработке вычислительных навыков, активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию внимания, слухового и зрительного восприятия, памяти и речи учащихся [2].
Разнообразие и комбинирование различных видов устных упражнений возбуждают интерес у детей, активизируют их мыслительную деятельность, что приводит к лучшему усвоению нового и закреплению пройденного ранние материала, считает [3].
Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить больший по объёму материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявить ошибки учащихся [1].
Вывод. Исходя из исследования можно сказать, что разнообразие устных упражнений возбуждает интерес у школьников, активизирует их мыслительную деятельность.
Список литературы:
1. Бабенко, Н.А. О применении устного счета на уроках математики / Н.А. Бабенко // Молодой ученый. – 2012. – № 1. Т.2. – С. 62-64.
2. Особенности усвоения математики учащимися с трудностями в обучении: учебно-метод. пособие / Ю.А. Костенкова. – М.: РУДН, 2008. – 67 с.
3. Румянцева, И.Б. Коррекционно-развивающее обучение младших школьников: Учебно-метод. пособие. – Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», - 2012. – 96 с.