АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ




*Яблокова Оксана Анатольевна, **Куприна Елена Владимировна,

*педагог-психолог, СОФ МГРИ-РГГРУ, **комендант общежития, СОФ МГРИ-РГГРУ, Россия, г. Старый Оскол

О проблемах, препятствующих успешному взаимодействию студентов и преподавателей, решение которых необходимо для формирования образовательного пространства в соответствии со стандартами второго поколения.

Ключевые слова: Ключевые слова: взаимодействие,коммуникативные задачи и компетентность.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Новые реалии образования требуют новых отношений между всеми участниками образовательного процесса. По-прежнему, самыми главными действующими лицами взаимодействия являются студенты и преподаватели, и построение гармоничных взаимоотношений возможно при условии развития коммуникативных компетенций обеих сторон.

По мнению авторов, исследовавших проблему, способность вступать в контакт и высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, адекватно вести себя в различных социальных ситуациях, владеть устным и письменным общением, и есть коммуникативная компетенция [3, с.  98].

С целью определения факторов, влияющих на формирование коммуникативных навыков у участников взаимодействия, было проведено исследование, которое показало, что актуальными остаются вопросы психологических различий, недостатков в характере, неправильного восприятия и понимания друг друга, отсутствие демократичности в отношениях. Следует заметить, что на характер общения большое влияние оказывает пол и возраст участников [1, с. 233].

Установлено, что большинство (37%) юношей отмечают отсутствие проблем во взаимодействии с преподавателями, в то время как у девушек минимум разногласий наблюдается на старших курсах, а увеличение конфликтных ситуаций приходится на первый-второй. 75% студентов считают, что преподаватель, к которому хотелось бы идти на лекцию и устанавливать доверительные отношения, должен обладать следующими личностными качествами: доброжелательностью и пониманием; умением быть сдержанным; оптимистичным; организованным и энергичным; способным заинтересовать предметом и понять ученика. По мнению педагогов, для построения гармоничных коммуникативных отношений значимыми являются профессиональные качества преподавателя [2, с. 74]. Таким образом, различия в мотивации взаимодействия, также является причиной нарушения гармоничности отношений.

Демократизация в ученической среде – следующая причина снижения качества коммуникативного взаимодействия.

Социоцентрический и авторитарный стиль педагогической деятельности, характеризующий 45% педагогов, обеспечивает высокое качество преподавания, но приводит к отчужденности и переводит отношения в разряд деловых и чисто профессиональных.

Данный подход характеризует учителей старшей возрастной группы. Молодые педагоги, недавно покинувшие учебные заведения, легко устанавливают отношения и активно взаимодействуют со студентами разных возрастных групп.

Большое значение для построения продуктивных отношений имеют ценности и смысл профессиональной деятельности. Отрадно, что на вопрос: «Что в настоящее время привлекает вас в работе педагога?», - 58% респондентов ответили: «возможность общаться со студентами», а для 78% преподавателей интересы студентов являются стимулом для повышения квалификации.

Таким образом, проблема взаимодействия студентов с преподавателями является наиболее важной в педагогической деятельности.

 

Список литературы:

1. Андреева И.П. Эмоциональная компетентность в работе учителя. //Народное образование. 2006, №2, с.216

2. Иванов Д.А. Компетенции учителя. М., 2008.

3. Костромин С. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности. //Психологическая наука и образование. 2007, №3, с.77

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»