+7 989 669 15 15



Актуальные вопросы канонического права сегодня




Чабан Л.В.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», г. Санкт-Петербург.

Цель данной работы - выявить актуальные проблемы развития канонического права Русской Православной Церкви Московского Патриархата на современном этапе, и определить, его дальнейшие перспективы развития. Сегодня русская православная церковь, является неоспоримо сильным институтом в государственно-общественном процессе развития нашей страны. Именно она обладает и обладала таким весомым фактором, как наличие канонического права, впервые упоминавшегося ещё в первое тысячелетие христианства, и ставшего в последствии объектом ассимиляции со светским правом, которое несомненно и сегодня состоит из азов древнего еврейского права. Эти начала права универсальны, и они по сей день лежат в основе современной цивилизации, другой вопрос, что мы их неумело используем. Перспектива нового культурного развития состоит именно в началах Моисеевого законодательства, его одухотворённой форме, изъятой из одного народа. Европейская (греко-римская) культура выступает лишь придаточной силой, заложившей только материальную основу для развития цивилизации: а вся главная ось развития заимствована из начал Моисеевого права.

Ключевые слова: Ключевые слова: актуальные вопросы,каноническое право,минимум нравственности,практические канонические вопросы,сфера применения,внешние взаимосвязи,международные отношения,внутренняя юрисдикция,внешние правовые отношения,правовые сферы,правовые коллизии,Православная Церковь Московского Патриархата,христианство,Церковное право,светское законодательство,Устав Русской Православной Церкви,Священное Писание,Указы Патриарха,Церковные конфликты,Церковно-государственные отношения,древние каноны,законодательство Российской Федерации,религиозные организации,защита прав человека,церковный суд.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Церковь и право. Некоторые аспекты сегодняшних реалий.

 Выделяя актуальные, теоретические и практические канонические вопросы, разделим их по своему происхождению и сфере применения, на вопросы касающиеся церкви, и её внешних взаимосвязей с государством, обществом, международных отношений, и вопросы касающиеся её внутренней юрисдикции. Внутренние вопросы права, относятся к юрисдикции Церкви и зависят только от неё. Вопросы внешних правовых отношений требуют для своего разрешения - вхождение в юрисдикцию других правовых сфер, отчего зачастую возникают различные правовые коллизии государственного и церковного права, среди них мы и попробуем выделить те проблемы, которые будут являться актуальными и востребованными сегодня.

На протяжении последних нескольких лет, Церковь усиленно пытается сформировать своё внутреннее современное правовое русло, это связанно в первую очередь с крайне низким уровнем правовой культуры, и полным отсутствием организованной деятельности по сбору и систематизации правоприменительной практики. Сегодняшние попытки выхода православной церкви за пределы права Российской Федерации, с практически так и незавершённой своей внутренней реформой права, вряд ли увенчается успехом.

Позиция Церкви в вопросах права, очень часто не совпадает с правовой позицией Российской Федерации, но необходимо заметить, что церковное право возникло ещё в первое тысячелетие истории христианства, и имея двухтысячелетнюю традицию, к сожалению, доступно только очень небольшому числу лиц, состоящую в основном из духовенства. Это является огромным пробелом сегодняшней системы образования, и поэтому такой исход дела обострил в начале ХХ века ряд сложнейших проблем юридического и канонического характера, которые так и не нашли своего решения.

 Эти проблемы, значимы не только для Церкви, но и для государства. Церковь является одним из наиболее авторитетных общественных институтов, и согласованность церковного права с законодательством Российский Федерации, является важным процессом признания ее актов, наравне с актами светского законодательства.

Действенных механизмов в российском законодательстве признать право Церкви, суверенной от государства, сегодня не разработано. За рубежом "корпорация публичного права", как раз и решает этот вопрос, но у нас среди юристов очень мало специалистов в этой области. Этот актуальный вопрос остаётся сегодня открытым.

В связи с утверждением новой редакции Устава Русской Православной Церкви, возникла необходимость согласовать церковное и светское законодательство. Авторы данного издания проводят линию разграничения права церковного и светского, а в спорных случаях приоритет отдается суду церковному. Мы можем наблюдать существенное ограничение гражданских прав верующих, и в частности, духовенства. 9-й параграф первой главы устава: "Должностные лица и сотрудники канонических подразделений, а также клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутри церковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность". [www.patriarchia/ru. Глава 9. Церковный суд. Официальные документы.]

Устав гласит о том, что Церковь "уважает и соблюдает" существующие в каждом государстве законы, но руководством для нее являются: во-первых, Священное Писание и Священное Предание; во-вторых, каноны и правила святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в-третьих, постановления своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указы Патриарха; в-четвертых, сам устав.

Интерес проявленный к изучению церковного права, позволит нам найти ту черту понимания, где будет наиболее комфортно сосуществовать Церкви, и государству.

Государству необходимо взять на себя инициативу по согласованию церковного законодательства и действующих законов Российской Федерации, устранить существующий разрыв, между светским и духовным обществом. Многочисленные церковные конфликты, в основном, основаны на различном ( порой неквалифицированном), толковании норм церковного права, этот факт свидетельствует, о необходимости кодификации церковного законодательства, и это одна из важнейших задач современной церкви.

В отношениях церкви и государства, так и не найдено оптимальных церковно-государственных отношений, что и порождает проблему применимости канонических норм по отношению к реалиям современной государственной власти.

 В самых ранних церковных канонах, отражаются особенности церковно-государственных отношений, со времён гонений на Церковь, где обозначалась самостоятельность Церкви, и её отделенность от государства. Эти древние каноны: правила священно- мученика Петра Александрийского, правила святителей Дионисия Александрийского, Григория Неокесарийского, двух поместных соборов — Анкирского и Неокесарийского; эти соборы состоялись когда новая система церковно-государственных отношений уже начала складываться.

Остальной канонический корпус сложился во времена симфонии — союза Церкви и государства. Церковь существовала до того, как она соединилась с государством, поэтому Церковь внутренне самостоятельна. И в то же время, у нее есть опыт - симфония, как наиболее оптимальная форма церковно-государственных отношений.

Очень внятно, этот принцип был выражен в российском законодательстве в акте о престолонаследии императора Павла, который провозглашал императора главою Церкви. Утверждение — что “император является главою Церкви” — всего лишь мотив для удаления наследника от престолонаследия, если по рождению он не принадлежит к Православной Церкви и не хочет принять Православие. Он это обязан сделать, — предписывает “Акт”, — так как российский император, возглавляет Церковь. Данная аксиома вошла в основные законы Российской империи, и требовала разъяснения, которое давали богословы-канонисты. Интерпретация, заключалась в том, что император всея Руси является главою мирян в Церкви, а его права — это права всех мирян.

Проблема православия в том, что Русская Православная Церковь в течение длительного времени составляла с государством единую систему социального бытия, и они не могли существовать отдельно друг от друга. Государственная власть поддерживалась всем авторитетом Церкви, а Церковь получала от государства социальные гарантии, и выступала в роли государственной идеологии и мировоззрения.

 В союзе Церкови на Западе, несмотря на полное единство с государством, она была самостоятельным общественным союзом и свои корни имела в общественности, а не в государстве, что дало возможность Церкви в конце XIX века выйти из-под опеки государства и сосуществовать независимым институтом гражданского общества.

 А.Г. Семашко: «в разные исторические периоды Русская Православная Церковь как социум играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни общества. В настоящее время ее социальная активность – это объективный фактор общественной жизни, с которым нельзя не считаться. Сегодня Русская Православная Церковь, отделенная Конституцией от государства, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны» [Семашко А.Г. Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи 19в.ека: историко-правовой аспект: диссертация. канд.юр.наук 12.00.01.-М, 2007.-217с. РГБОД, www.lib.ua-ru.net] , а так как, Российская Федерация, в соответствии с Конституцией РФ является светским государством, это и вызывает в обществе неоднозначный резонанс.

    Сегодня, государство, урегулировало свои отношения с церковью на законодательном уровне – это нормы Конституции РФ, федеральные законы и т.д., но несмотря на это состояние отношений, между государством и церковью, церковью и обществом, обществом и государством – актуальная проблема сегодняшнего дня.

 Сейчас мы проанализируем основные законодательные акты принятые для регулирования вышеуказанных отношений.

Ст.14 Конституции Р.Ф.[base.consultant.ru. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учётом поправок, внесёнными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ] говорит о том, что Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

 Четыре года спустя, конституционная норма о светском государстве, была воспроизведена в ч.1 ст.4 Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [ФЗ от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» base.consultant.ru] с небольшим дополнением, по поводу того, что должно и нет делать государство в лице своих органов:

 - не вмешиваться в выборе гражданином своей религиозной принадлежности, в воспитании детей родителями или лицами, их заменяющими, согласно своим убеждениям и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

 - не возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

 - не вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» [ФЗ от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» base.consultant.ru];

 - обеспечивать светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

 Государство в свою очередь, предоставляет религиозным организациям налоговые и иные льготы, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, которые, являются памятниками истории и культуры, и также обеспечивает преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями согласно законодательству об образовании.

 В соответствии со ст.28 Конституции РФ каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

 В соответствии со ст.28 Конституции РФ свобода совести означает право человека исповедовать любую религию, или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы и обряды, или осуществлять атеистическую пропаганду. За незаконное воспрепятствование деятельности религиозным организациям предусмотрена уголовная ответственность (ст.148 УК РФ ) [base.consultant.ru.”Уголовный кодекс Р.Ф.» от 13.06.1996 №63- ФЗ (ред. От 28.12.2013)с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 10.01.].

Гарантии свободы совести и религии включают:

 - равноправие граждан независимо от их отношения к религии, не допускающее ограничения прав граждан по мотивам конфессиональной принадлежности, разжигания вражды и ненависти на религиозной почве;

 - отделение религиозных, атеистических объединений от государства;

 - светский характер системы государственного образования;

равенство религий, религиозных объединений перед законом.

Православная церковь и права человека. 

 В последние годы идёт положительная тенденция Русской Православной Церкви по вопросам, связанным с правами человека. По мнению Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В. Лукина, «в России далеко не все благополучно с правами человека, и здесь открывается очень широкое поле для единства и сотрудничества Церкви и общества. Необходимо обсуждать эту серьезную проблему с таким расчетом, чтобы Русская Православная Церковь с ее великими традициями глубокого духовного размышления привнесла свой вклад в этот процесс» [www.patriarchia.ru; Владимир Лукин обращает внимание Православной Церкви к проблемам прав человека/По материалам конференции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд» 28 февраля 2006г. ], и вместе с этим ценности веры для большинства православных христиан стоят намного выше, чем права человека.

 Принятие Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Основ церковного учения о достоинстве, свободе и правах человека в 2008 году также направлен на то, чтобы показать потенциал Церкви в формировании современного общества. В его заключительной главе речь идёт о том, что Русская Церковь готова содействовать реализации прав человека в жизнь общества. Это очень важно потому что, права человека пытаются представить не традиционной ценностью, представляемые религией, а как элемент забытого прошлого, религия представляется как пример догматического сознания препятствующего развитию человечества.

Православная Церковь считает, что политико-правовой институт прав человека должен служить защитой человеческого достоинства и содействовать духовно-нравственному развитию личности, реализация прав человека не должна противоречить бог установленным нравственным нормам и основанной на них моралью. Личные права человека не могут не соответствовать ценностям и интересам Отечества, общины, семьи, осуществление этих прав не должно посягать на религиозные святыни и культуру.

Сегодня права и достоинство человека часто нарушаются, не только государством, но и различными структурами, в том числе и преступными сообществами и различными псевдорелигиозными группами, очень часто достоинство и права человека приходится защищать от разрушительной информационной атаки.

Необходимо прибегнуть к применению следующих мер по решению проблем в данной области:

- отстаивать и защищать права людей на свободное вероисповедание, совершение молитвы, богослужения, на сохранение духовно-культурного наследия, на следование религиозным принципам как в частной так и в духовной жизни;

- борьба с преступностью на почве национальной и религиозной вражды;

- защита личности от произвола представителей власти и работодателей, а также от насилия и унижения в семье , коллективе, обществе;

- право на жизнь и её защиту в ходе межнациональных, политических, экономических и социальных конфликтов;

- социальное попечение о военнослужащих, о сохранении их прав и достоинства в условиях боевых действий и несения службы в мирное время;

- контроль, забота и защита уважения достоинства и прав людей, находящихся в социальных учреждениях и местах заключения, с сугубым вниманием к положению инвалидов, сирот, престарелых и других беспомощных людей;

- защита прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру;

- попечение и защита тех, чьи права, свобода и здоровье пострадали из-за действий деструктивных сект;

- поддержка, и защита семьи в ее традиционном понимании, отцовства, материнства и детства;

- борьба с коррупцией;

- борьба и противостояние проституции, наркомании, игромании;

- забота о справедливом экономическом и социальном устройстве общества;

- ограничение безграничного контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий;

- воспитание уважения к закону и соблюдению его норм, информационное распространение положительного опыта реализации и защиты прав человека;

- предэкспертиза правовых актов, законодательных инициатив и действий органов власти с целью предотвращения нарушения прав и достоинств человека, а также ухудшения нравственной ситуации в обществе;

- организация общественного контроля за исполнением законодательства, в частности, регулирующего церковно-государственные, церковно-общественные отношения, а также за исполнением судебных решений.

Правозащитная программа Русской Православной Церкви должна вестись как на общецерковном уровне, так и на уровне созданных мирянами общественных объединений. Правовая политика Православной Церкви, должна быть направлена на защиту прав и достоинства человека, Церковь должна стремится взаимодействовать и сотрудничать с государством и обществом.

Церковный суд. 

Несомненным пробелом государства и Церкви является то, что до сих пор ничего не сделано для создания церковного суда, которому согласно уставу отводится немаловажная роль внутри церковной жизни. Несомненно, деятельность церковного суда была практически приостановлена в годы советской власти, но и в годы "церковного возрождения" решение о воссоздании суда было только теоретическим.

Представители Церкви не часто высказываются о перспективах формирования церковно-судебных органов, в церковном уставе заложен лишь общий принцип судебной церковной реформы, и этого совсем недостаточно для дальнейшей работы.

Тем не менее, возможно и необходимо создание временного документа, регламентирующего церковно-правовые вопросы. Интеллектуальный ресурс, которым владеет Русская Православная Церковь, достаточно высок, именно поэтому, есть основания и необходимость уловить все нюансы православного канонического сознания.

 В свою очередь, государство должно поддерживать и защищать религиозные и культурные формы жизни своих граждан, учитывая что именно на ценностях и традициях христианства зиждется основа нашего государтсва.

 Мы перечислили лишь часть проблем, имеющихся в современном русском церковном праве. Разумеется, число их неизмеримо выше - это касается и вопросов судебной юрисдикции, имущественных прав Церкви, отдельных аспектов отношений с инославными и иноверными и т. д. Подробное их рассмотрение требует специального исследования в будущем.

Список литературы:

1. Дорская, Александра Андреевна Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII-начала XX вв.: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра юрид. наук: специальность 12.00.01 <Теория и история права и государства; история правовых учений> / Дорская Александра Андреевна; [Рос. гос. соц. ун-т]. - Москва: 2008. - 40 с.; 21 см.44 страницы

2. Соловьёв В.С. Право и нравсвенность. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л.,1990.с.98

3. Семашко А.Г. Русская Православная Церковь в государственном механизме Российской империи 19в.ека: историко-правовой аспект: диссертация.канд.юр.наук 12.00.01.-М, 2007.-217с. РГБОД, www.lib.ua-ru.net

4. www.patriarchia.ru; Владимир Лукин обращает внимание Православной Церкви к проблемам прав человека/По материалам конференции «Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд» 28 февраля 2006г.

5. «О свободе совести и о религиозных объединениях» [ФЗ от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. От 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» base.consultant.ru];

6. base.consultant.ru. Конституция Рссийской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учётом поправок, внесёнными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»