Современный сотрудник органов внутренних дел должен уметь правильно вести себя в любых, даже самых трудных ситуациях, поэтому важный составной частью профессиональной подготовки должна быть психологическая подготовка с целью опережающей адаптации его психики к отрицательным воздействиям катаклизмов военного, природного и техногенного характера, формировании психической устойчивости к раздражителям большой силы.
Изучение психологических особенностей курсантов, в первую очередь, необходимо в связи с тем, что курсант это в будущем офицер, командир отдела, группы, подразделения от самообладания, которого в экстремальных ситуациях будет зависеть правильность принятых им решений и действий, а от их выполнения будет зависеть не только эффектность выполнения профессиональных задач или обязанностей, но и жизни подчиненных.
Целью настоящего исследования явилось изучение психологической устойчивости курсантов.
Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД России» г. Уфы. В исследованиях приняли участие курсанты 1-3 курсов (n=90).
Методы исследования: диагностика склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз».
Результаты исследования и их обсуждение. Психологическая устойчивость это сложное качество личности, включает целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Выделяют три аспекта психологической устойчивости: – стойкость, стабильность; – уравновешенность, соразмерность; – сопротивляемость, резистентность [2, 7].
Проведенное анкетирование обследуемых нами курсантов на предмет психологической устойчивости к экстремальным условиям показало следующее (таблице 1).
Таблица 1.
Нервно-психическая устойчивость по методике «Прогноз»
Курс |
1 курс |
2 курс |
3 курс |
Итоговые баллы |
3 |
4,5 |
7,5 |
Данная методика предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. При этом под нервно-психической неустойчивостью понимается повышенная склонность нервной системы индивида к срывам в условиях воздействия экстремальных факторов. Как видно из таблицы 1 у курсантов первого курса самый низкий показатель нервно-психической устойчивости, данный результат характеризуется как низкий уровень нервно-психической устойчивости. Курсанты первого курса неустойчивы в стрессе, отличаются повышенной склонностью к снижению качества деятельности в напряженных ситуациях. Данный результат легко объясняется сменой деятельности бывших школьников и требованиями, предъявляемыми к курсантам. Курсанты второго курса, по полученным данным характеризуются достаточным уровнем нервно-психической устойчивости, однако существует вероятность нервно-психических срывов в экстремальных ситуациях. К третьему курсу происходит значительное повышение показателей нервно-психической устойчивости. Полученные данные указывают на высокий уровень нервно-психической устойчивости, повышение выносливости в стрессе, спокойствию, уравновешенности и маловероятным нервно-психическим срывам.
Таким образом, надежность работника и уровень профессиональной деятельности зависит от психологической устойчивости. К снижению психологической устойчивости и уравновешенности могут приводить различные причины, например: проблемы личностного характера (семейные, бытовые, материальные и др), синдром хронической усталости, неудовлетворенность условиями труда (режим, график, заработная плата и др). Для повышения эффективности обучения курсантов и успешного выполнения своих должностных обязанностей в будущем необходимо своевременно диагностировать и устранить причины снижения устойчивости.
Список литературы:
1. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ Т. 22. ‑ № 1. ‑ С. 16-24.
2. Нидзий А. О. Психологическая устойчивость как интегративное качество специалиста экстремального профиля // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). URL: http://sibac.info/archive/guman/3(30).pdf (дата обращения: 10.05.2016).
3. Халфина Р.Р., Бакиев Д.А., Минуллин А.З. Особенности психологического становления сотрудников органов внутренних дел в процессе служебной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. ‑ 2015. ‑ № 3 (156). ‑ С. 68-71.