Акмеология использует для решения своих задач достаточно широкий диапазон диагностических инструментов.
Е.А. Суслова выделяет следующие группы методов диагностики, различая их по форме организации и процедурам диагноза:
• Аналитическая (бесконтактная) диагностика – проведение процесса диагноза на основе статистической информации, использования функциональных, экономических, юридических и т.п. документов, материалов прессы, художественной и документальной литературы, материалов архивов и т.п.
• Экспертная (опросная) диагностика – получение информации методами проведения экспертных опросов и экспертизы каких-либо проблемных ситуаций с использованием анкетирования, интервьюирования, тестирования.
• Диагностика на модели – имитационное моделирование [1, c.475].
А.А. Деркач выделяет следующие виды диагностики в акмеологии: диагностирующее направление эмпирических исследований (выявление целого спектра психологических позиций) и диагностику, определяющую степень соответствия профессии, включая а) диагностику профессионально важных качеств (ПВК), б) профессионально-целевую диагностику, в) диагностику успешности обучения, г) диагностику компетентности и экспертизу, а также д) аттестацию кадров.
Средства психолого-акмеологической диагностики классифицируются по следующим основаниям:
1. по типологии объектов;
2. по степени формализации (жестко алгоритмизированные и частично и слабоалгоритмизированные методики);
3. по степени конкретности решаемых задач;
4. по направлениям управленческой деятельности (диагностические средства, ориентированные на решение задач подбора, расстановки, продвижения кадров и т.п.); по стратегическим целям управления (развитие, функционирование, реформирование организации);
5. по источнику и методам получения информации о состоянии объекта (статистические, документальные, объективные, субъективные, опросные и т.п.);
6. по используемым теоретико-методологическим и концептуальным основаниям;
7. по типу проблемных ситуаций (конкретно-историческая, социально-групповая, локальная жизненная ситуация) [2, c.134].
Диагностическое исследование можно считать проводимым в русле акмеологического подхода в двух основных случаях: а) при использовании собственно психолого-акмеологических диагностических методов и б) при использовании диагностических методов других наук (в частности – психодиагностики) для решения акмеологических задач и в соответствии с акмеологическими принципами.
Список литературы:
1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.
2. Суслова Е.А. Теоретико-методологические основания акмеологической диагностики // Акмеология: Итоги, проблемы, перспективы. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС /Под общ. ред. А.А. Деркача. – М.: Изд-во РАГС, 2004.- 270 с.