Анализ путей развития архитектуры будущего




Осипова Анна Николаевна *
Шачнева Варвара Геннадьевна**

студент*
старший преподаватель**
Институт архитектуры и дизайна СФУ, РФ, г. Красноярск


Аннотация: Город, в частности архитектура – предмет наблюдения и участия всего общества. Путешествуя ежедневно по типовым городским застройкам, трудно предположить, что где-то существуют совершенно немыслимые архитектурные сооружения. В этой статье мы попробуем проанализировать, какими путями может развиваться архитектура будущего.

Ключевые слова: архитектура будущего, инновационные технологии, архитектура, футуризм, экологичность.




Библиографическое описание: Осипова А.Н., Шачнева В.Г. АНАЛИЗ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ БУДУЩЕГО [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.106-111


У человека всегда было желание заглянуть в будущее. Отчасти эти желания реализовываются, благодаря невероятным картинам художников, книгам писателей или снятым фантастическим фильмам. Это лишь часть представлений о том, как будет жить человек. Безусловно, людей ждет уникальная архитектура, множество инновационных технологий, развитие экологических тенденций – все это будет призвано сделать жизнь более уютной и комфортной. Но какими станут новые здания и сооружения: будут ли они огромных размеров или невероятно мобильными, из каких материалов, по каким инновационным современным методикам строительства они будут строиться? Эти вопросы уже становятся совсем не риторическими, а вполне реальными и осуществимыми. И нам не нужно сидеть и ждать, когда же наконец-то начнется их воплощение. На сегодняшний день в некоторых странах уже построены футуристические здания, дающие представление об архитектуре будущего. На сегодняшний день используются новые, уникальные строительные материалы, которые дополняются и совершенствуются. Итак, мы выяснили, что в первую очередь увидит человек в будущем – это архитектура. Архитектура как искусство всегда нацелена в будущее, ведь она мыслит проектами, и поскольку здания, построенные сейчас, будут стоять и через десятки лет. Необходимо отметить, что за последнее время архитектура старается учитывать экологический аспект, архитекторы создают проекты, гармонично вписывая их в окружающую среду. Так же изобретаются материалы, способные не нарушать баланс живой природы или, хотя бы минимизировать вред окружающей среде.

 

Футуристическая архитектура будущего

Вообще, футурология, как пишут ученые – «это совокупность представлений о будущем Земли и человечества». Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические законы. Футуристический стиль – это стиль без начала и конца, как время или движение [2]. Человек мечтает о будущем и пытается представить его себе, но рождению футуризма мы обязаны именно XX веку. «Гоночная машина ... красивее, чем Ника Самофракийская» – так считал Филиппо Томмасо Маринетти, основатель движения. Увеличилась динамика жизни – она изменилась и первыми на это среагировали художники. Их идеи, сами по себе абсурдные и непомерно раздутые, способствовали созданию удивительных картин, а на их основе и совершенно причудливой архитектуры.

 

 

Рис 1. Зарисовки городской застройки Антонио Сант’Эли.

 

Футуристическая архитектура создавалась, как начальная форма архитектуры XX столетия, характеризуемая отрицанием традиционной культуры, ее художественных ценностей, антиисторизмом и долгими горизонтальными линиями, предлагающими скорость, движение и безотлагательность. Технология, скорость и даже насилие были среди тем футуристов. Также в научно-популярной литературе существует следующее определение данного направления – слегка космический стиль, с ярко выраженной тенденцией к поиску максимального выражения нового. Вообще футурологи имеют весьма смешанную и неопределенную репутацию. Футурологи 50-х годов XX столетия верили, что космический туризм в мире станет весьма популярным явлением, но проигнорировали ряд причин, по которым это практически невозможно на данном этапе. С другой стороны, многие их прогнозы были точны. Как, например, графические зарисовки Сант’Элии имеют нечто общее с силуэтами американских городов, в особенности, Нью-Йорка (рис. 1). Футуристам нравилось переворачивать все с ног на голову, изображать в своих проектах оригинальное, дерзкое движение и полнейший отказ от прошлого и настоящего.

 

Советская космическая архитектура. «Русский космизм» Леонидова

Архитектура известного советского конструктивиста Ивана Ильича Леонидова по сей день вызывает дискуссии. Архитектор И. Леонидов создавал проекты, творя свое космическое пространство планетарного масштаба. Еще современники И. Леонидова определяли специфику его произведений как «космическая архитектруа» (В. Палладини), обращая внимание на «футуристическую игру материалов и конструкций, грандиозный масштаб сопоставлений пластических форм». В проектах (рис.2), выполненных в виде уникальных авторских листов, просматриваются космические ассоциации (черная бездна небес, галактики, орбиты, звездные скопления и т. д.) и космические масштабы, функции, разнесенные в отдельно стоящие объемы – принцип, напоминающий организацию планетарной системы).

 

 

 

 

Рис 3. Парковая лестница Наркомата.

 

Особый интерес вызывает осуществленный проект: «парковая лестница санатория Наркомата тяжелой промышленности им. С. Орджоникидзе в Кисловодске» (рис. 3). Лестница ассоциируется с межпланетной системой. Ядро-амфитеатр и вокруг него концентрические окружности, напоминающие Солнце и орбиты небесных тел, округлые площадки между лестничными маршами, и полукружия скамеек – «планет». К сожалению, большинство гениальных творений И. И. Леонидова так и осталось жить на бумаге в виде графических проектов, как и проект мечта всей его жизни – «Город Солнца» - идеального города счастья в виде синтеза природных и космических форм [2].

 

Современная космическая архитектура Захи Хадид

Заха Хадид — выдающийся архитектор современности. Здания, спроектированные ее бюро, невозможно спутать с чем-либо еще. Возведенные в разных точках земного шара, они везде остаются пришельцами, по-разному выстраивающими контакт с окружающей средой. Формы домов, которые использует архитектор, принципиально ассиметричны, они завораживают своей необычайной плавностью и легкостью, словно парят в воздухе как космические объекты.

 Возведённый в 2013 году Центр Гейдара Алиева — это современный культурный центр, ставший новым символом Азербайджана.В проекте здания культурного центра практически не было использовано прямых линий. Подобная структура олицетворяет не только постмодернистский стиль архитектуры, но и продолжительность, и бесконечность. Линии же на здании символизируют связь прошлого с будущим.

 

 

Рис 4. Центр Гейдара Алиева Рис 5. Beko Masterplan.

 

Beko Masterplan (Белград, Сербия) – футуристический проект. Комплекс апартаментов, офисов и пространства для отдыха. Генеральный план объекта следует сильным модернистским традициям региона, но использует кардинально новые методы и концепции. Футуристическая элегантность комплекса предполагает включение фрагментов зеленых зон. Переплетение бионичных линий создает иллюзию бесконечности времени. Благодаря текучести архитектуры, новый объект обогащает городской пейзаж и становится неотделимым отсуществующей городской ткани, плавно интегрируя в нее космические линии будущего (рис. 4).

Дом под названием Capital Hill Residence в виде космического корабля построили в посёлке Барвиха на Рублёвском шоссе. Особняк выполнен в экостиле — смеси современных технологий с природными формами. Дом расположен в отдалении от соседних особняков посреди соснового бора. Совершенно невероятный подход к жилищному строительству: словно космический корабль, рассекая просторы вселенной, особняк вписывается в окружающую среду.Проектировщики политехнического университета («Башня инноваций», Гонконг, Китай), несмотря на территориально невыгодное местоположение объекта, нашли выход, создав летящий объем, напоминающий не то огромную скалу, не то космический корабль-трансформер, меняющий свои комбинации. Глядя на эту башню создается впечатление, бесконечности совершествования и эволюции. [6].

 

 

 

Рис 7. проект жилого дома Б. Левинзона

 

Все ближе к космосу - утопия или реальность?

«Именно у природы всегда стоит спрашивать совета» – Гектор Гимар[2]. Магазины в форме раскидистого дерева, оф:исы, неразрывно связанные с окружающей природой, жилые дома в виде насекомых, птиц и фруктов – все это удивительные объекты биоархитектуры, которые по фантасмагоричным проектам могут быть воплощены в космическом пространстве. В основе ее лежит принцип имитации форм природы, новые технологии и экологически чистые материалы. Поразительное сочетание цветов и стилей. Вода. Дерево. Стекло. Металл. Смелые конструкции и решения. Новизна. Это другой мир, созданный иллюзией о невозможном и невероятном. Создатель, столь выдающейся архитектуры – Борис Левинзон. Квартиры, коттеджи, общественные интерьеры все удивительное, уникальное, немножко космическое. Творческое кредо Б. Левинзона: «Архитектура – это продолжение природы», находит свое отражение во всех проектах, созданных им. Кто знает, возможно, лет через сто эти проекты будут не только космическими относительно нашей Земли, но будут воплощены и в галактическом пространстве. Такая необычная архитектура будет перенесена на другие планеты не только в оригинальном виде, но очевидно перестроена, пользуясь невесомостью в космосе, а также рядом преимуществ, например, легкого реголита – основной породы поверхностных образований на Луне.

 

Заключение:

 Мы с вами можем только предполагать, в каком все-таки направлении преимущественно будет двигаться архитектура будущего. С начала XX века архитекторы всего мира увлеклись фантазиями о космическом пространстве, как новой платформой для строительства. И как мы с вами уже поняли, из выше упомянутых примеров, космическая архитектура весьма гармонично и лаконично вписывается и в ландшафты Земли. Сейчас помимо исследований и разработок космических недр нашей вселенной, с целью освоения этих пространств, в том числе и для строительства, исследуются и другие природные подошвы, такие как вода, подземные площади. Но все-таки космос занимает лидирующую позицию в качестве не только трехмерного, но и четырехмерного пространства. Возможно, в скором будущем мы с вами сможем лицезреть невероятную архитектуру не только на планете Земля, а где-нибудь во Вселенной. С одной стороны, это звучит весьма фантастически – архитектура в космосе?! Однако, как показывает история, многое фантастическое когда-нибудь приобретает материальную оболочку. Идея о внеземной архитектуре имеет богатую и длинную историю. В новом тысячелетии формируется новая философская концепция зодчества. Небоскребы ХХ века вызывали желание прогуляться по горизонтальным плоскостям зданий. Однако теперь появляются небоскребы, имеющие не только горизонтальные, но и диагональные, наклонные связи. Идет поиск совершенно новых гармоний и пропорций. Конечно, жилище сохраняет свою первобытнуюроль защиты человеческого тела. Но, возможно, для человека пришла пора преодоления страха перед вселенной — сейчас «Космос рядом».

 

Список литературы:

1. Булатов, М. С. Космос и архитектура / М. С. Булатов. – М.: Изд-во М, 2009. .-240 с.

2. Гнедич, П. П. Мировая архитектура / П. П. Гнедич; ред. Я. Пундик.: Изд-во М.: Эксмо, 2012.-240 с.

3. Зберя, К. Е., Шачнева, В. Г. Пространство архитектуры – пространство человека // Материалы первой международной научно-практической конференции «Современные проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна». – Красноярск, СФУ, 2013. – С. 250-254.

4. Самогоров, В. Космический Куйбышев: Архитектура советского модернизма / В. Самогоров, В. Пастушенко, О. Федоров; ред. В. Стадников.: Изд-во TatlinPublishers, 2016.

5. Саморай В. И. Современные тенденции в архитектурной бионике / В. И. Саморай; автореф. дисс. магистра архитектуры.: – Ростов-н/Д, 2010.

6. Хадид З., Шумахер П. Манифест параметристов / Манифесты участников кураторской экспозиции XI Биеннале архитектуры в Венеции / З. Хадид, П. Шумахер; пер. с англ. С. Ситар, А. Сырова / Проект International. №21.: – 2009.

7. Бухарова, Е. А.Феномен «космической архитектуры» Ивана Леонидова: парковая лестница санатория НКТП им. С. Орджоникидзе в Кисловодске [Электронный ресурс] / Е. А. Бухарова // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kosmicheskoy-arhitektury-ivana-leonidova-parkovaya-lestnitsa-sanatoriya-nktp-im-s-ordzhonikidze-v-kislovodske

8. За городом [Электронный ресурс]. – М.: Загородом, 2010-2016- . – Режим доступа: http://ribalych.ru/2014/07/01/zaxi-xadid-i-eyo-kosmicheskaya-arxitektura/, свободный. – Загл. с экрана.

9. Футуризм в архитектуре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://futurizm.dhhse.ru/futurizm.html.: свободный. – Загл. с экрана.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»