Российский IT-рынок в конце 2014 года оказался в достаточно сложном положении. Часть рынка, связанная с поставками и внедрением зарубежных IT-решений, замерла в ожидании - вплоть до приостановки IT-проектов. Необходимо понять, как поведут себя вендоры и заказчики в условиях девальвации рубля, как изменятся правила игры. Другая часть рынка, связанная с разработкой собственных программных решений или с предоставлением IT-сервисов, находится в состоянии оживления.
Скачки валютных курсов привели к тому, что производители программных и аппаратных решений приостановили поставки своих продуктов, не понимая, по какой цене их можно отпускать российским партнерам. Соответственно, российские компании не имеют представления, сколько им запрашивать с клиентов. В некоторых случаях это привело даже к временной остановке уже реализуемых проектов.
Но в некоторых сегментах, наоборот, ожидается значительный рост. В частности, многие производственные предприятия в ноябре-декабре озаботились решением задачи по повышению своей эффективности. А основным способом решения этой задачи посчитали внедрение ряда информационных систем. Прежде всего, автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) и систем бизнес-аналитики (BI).
Помимо этого, IT-компании ожидают роста спроса со стороны финансового сектора на решения в области управления работой с клиентами.
По оценке экспертов, российские банки и другие финансовые организации автоматизировали свои базовые бизнес-процессы и теперь им необходимо идти дальше - активно внедрять и использовать CRM-системы (системы управления взаимоотношениями с клиентами).
Еще одним направлением, где ряд игроков рынка ожидает роста, является сегмент коммуникационных и IT-решений для корпоративного сегмента. Так, по оценке Orange Business Services, сегмент будет демонстрировать рост в среднем на 6% и достигнет 750 млрд рублей к 2017 году. Как предполагается, рост будет происходить за счет сегмента IT-решений и услуг: его среднегодовой темп роста составит около 10% (до 370 млрд рублей в 2017 году). Здесь будут востребованы услуги аутсорсинга, консалтинговых сервисов (12%) и технической поддержки.
"Рынок IT и телекоммуникационных услуг в ближайшие годы продолжит расти, - говорил коммерческий директор Orange Business Services в России и странах СНГ Оливье Кессон. - Сложные экономические условия и санкции не ограничивают, а скорее меняют направление развития рынка - в условиях сокращения IT-бюджетов заказчики ищут способы оптимизации затрат, обращают внимание на решения с хорошей окупаемостью и высокой эффективностью". Телекоммуникационные сервисы будут расти за счет услуг фиксированной передачи данных. Их рост ожидается на уровне 6,3% в год — с 72 млрд. в 2013 году до 92 млрд. рублей в 2017 году. Среди услуг фиксированной передачи данных наиболее высокие темпы роста до 2017 года продемонстрируют услуги: IP VPN (13,4%), Ethernet (24,3%), широкополосный доступ (4%).[2]
Помимо этого, высокие ожидания у игроков рынка в отношении сегмента коммерческих центров обработки данных, на который продолжают оказывать положительное влияние положения закона "О персональных данных". Речь идет о том, что с осени 2016 года персональные данные россиян, обрабатываемые через интернет, должно храниться только на территории России.
Помимо этого, Минкомсвязи разработало законопроект, по которому предоставлением облачных сервисов госорганам и госкомпаниям смогут заниматься только российские провайдеры, имеющую всю необходимую инфраструктуру на территории России.
Меньше всего санкции и финансовый кризис могут сказаться на российских разработчиках ПО, ориентированных на зарубежных заказчиков. В случае реализации планов по поддержке российской IT-отрасли российские экспортеры ПО смогут рассчитывать на увеличение своих продаж за счет получения госзаказа. Минкомсвязи планирует, что преференции для российских разработчиков ПО начнут действовать с лета 2015 года.
Список литературы: