Глобализация сегодня проникает во все сферы жизнедеятельности народов Севера и оказывает огромное влияние на формирование новой социально-культурной среды. При этом затрагиваются практически все стороны и аспекты жизнедеятельности современного человека, которые приводят к изменению ценностных ориентиров социума в целом. Меняется его отношение к исторически сложившейся иерархии этнокультурных ценностей. Обычаи и традиции народа теряют свое значение, роль и место как фундамента этнокультурных ценностей.
Как известно, традиционная культура коренных малочисленных народов Севера представляет собой сформировавшийся в течение тысячелетий опыт положительных знаний, тесно связанных с хозяйственным укладом и образом жизни этих этносов, передававшихся от поколения к поколению и прекрасно приспособленных к существованию в экстремальных природно-климатических условиях Севера и Арктики. До середины XVII века она развивалась эволюционным путем постепенного органичного введения в устоявшиеся традиции инноваций в результате длительных контактов со смежными этносами. Начиная с XVIII века, этот процесс несколько нарушается. Тем не менее, в этот период малочисленные этносы сохранили основные устои и уклад жизни, благодаря чему их традиционная культура не претерпела существенных изменений. Положение меняется в течение XX века из-за резкого ускорения темпов и преобразования уклада жизни малочисленных народов Севера. Система культурной жизни механически сменила систему традиционных ценностей и не позволила автохтонной культуре адаптировать информационный поток. Пагубное влияние на духовную культуру коренных народов Севера оказала и теория архаичности традиционных верований, обрядов, обычаев и фольклора. Немаловажную роль сыграло разрушение естественного изустно-визуального способа передачи традиций от поколения к поколению, от отца к сыну, на котором держалась устойчивость традиционных этнокультурных ценностей в прошлом. В условиях, когда была нарушена преемственность передачи опыта, большой ущерб этнической культуре нанес информационный взрыв, приведший к механическому внесению не только в материальную культуру чужеродных элементов, новых технологий, но и в духовную. К началу XXI века этническая культура малочисленных народов Севера подошла с огромными утратами и потому одной из задач в настоящее время является постепенное возрождение, сохранение и развитие утраченных ценностей.
Для анализа современных этнокультурных ценностей у малочисленных народов Севера Якутии были использованы данные социологического опроса, проведенные в рамках комплексного исследования этоса культуры по проекту «Форсайт Республики Саха (Якутия)» [1, с.139-143]. Данное исследование было направлено на выявление изменений в культуре и языке коренных народов Якутии, происходящие под давлением индустриальной цивилизации; возможности сохранения коренных народов Севера как этнических культурных популяций в условиях иноцивилизационных влияний. Такое комплексное исследование всех коренных народов Якутии позволило обобщить изменения этнокультурных ценностей в сравнении друг другом. Вопросы, которые были предложены респондентам, охватывали различные стороны их жизнедеятельности. Были использованы результаты социологического исследования, проведенные в Олекминском районе и четырех арктических районах со значительной долей населения коренных малочисленных народов Севера ‒ это Абыйский (эвены – 221 чел.), Анабарский (долганы – 988, эвенки – 564), Булунский (эвенки – 2345, эвены – 607), Момский (эвены – 781, эвенки – 42) [2, с.134]. Почти все респонденты вне зависимости от места жительства обеспокоены исчезновением традиций или их трансформацией, о чем свидетельствует их заинтересованность в сохранении традиций, в неравнодушном отношении ко всем народным традициям. Почти соотносится с уровнем беспокойства за сохранение традиций уровень ответов, позволяющих говорить об уверенной позиции сохранения традиций, что культура находится на необходимом уровне и вполне может полноценно выполнять присущие ей функции [3, с.139-140].
Значимость обычаев и традиций в сохранении этнокультурных ценностей подтверждалась целым рядом вопросов. Материалы социологического исследования, проведенные в 2011 г. показали, что 42,6% респондентов обеспокоены проблемой утраты народных традиций, национальной самобытности. Так, в отчете указано, что «результаты ответов полученных на вопрос «Считаете ли Вы, что в настоящее время якутяне утрачивают свои народные традиции?» наиболее, высокий процент мнений об утрате народных традиций отмечается в Абыйском (56,0%), Момском (50%) [4, с.11]. Возможно, для эвенов характерно критичное восприятие процессов культурных изменений, происходящих в настоящее время и осознаваемых самими народами.
Материалы экспедиции в Олекминский район в сентябре 2011 г. показывают, что некоторые респонденты причиной утраты традиций отметили строительство нефтепровода и газопровода по тайге, где исконно проживали эвенки, которое привело к сокращению пастбищ, приведет в будущем к сокращению или исчезновению оленеводства, с которой связывают сохранение традиционного образа и уклада жизни [5, с.140].
Многие обычаи, традиции, формы поведения, которые в прошлом придавали народам Севера его этническое разнообразие, постепенно исчезают по мере того, как часть из них приобретает новые формы жизненных ориентиров. Это вызывает противоречие между традиционными и реальными ценностями современной жизни.
Экстремальные условия проживания на Севере издревле установили неразрывную и тесную связь человека, природы и традиционного образа жизни и стремление передать молодому поколению умение выживать в трудных условиях. И именно через призму этой взаимосвязи ярко проявляются не только их общечеловеческие ценности, но и этнокультурные. Его выразителями являются бережное отношение к природе, ее животному и растительному миру, такие чувства как взаимовыручка, взаимопомощь, любовь к родному краю и т.д.
Таким образом, отход от традиционных устоев связан, прежде всего, с тем, что часть общества приобретает новые формы жизненных ориентиров, связанные с внедрением новых технологий во все сферы деятельности, широкой доступности источников информации, взаимодействия и взаимообогащения культур и трансформации социальных институтов. Так формирование новой социально-культурной среды вызывает разрыв между декларируемыми и реальными ценностными ориентациями.
Список литературы:
1. Отчет НИР о научно-исследовательской работе. Наименование работы: 2.26.4. Исследование этоса культуры народов Республики Саха (Якутия). – 1 этап. – 181 с.
2. Там же. – 181 с.
3. Этос культуры народов Якутии: коллективная монография / под ред. А.И. Гоголева. ‒ Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. ‒ 380 с.
4. Отчет по итогам пилотного опроса «Результаты по проекту «Форсайт Республики Саха (Якутия)» по национальности. – 37 с.
5. Отчет НИР о научно-исследовательской работе. Наименование работы: 2.26.4. Исследование этоса культуры народов Республики Саха (Якутия). – 1 этап. ‒ 181 с.