Арт-технологии в социализации учащихся




Степанова Анна Владимировна*
Жданова Светлана Николаевна**

преподаватель
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», Россия, г. Оренбург


Аннотация: В статье раскрывается сущность эстетической социализации учащихся, содержание и специфика арт-технологий. Дается характеристика инновационным полихудожественным технологиям и методам гармонизации творческого состояния учащихся.

Ключевые слова: эстетическая социализация учащихся, полихудожественные методы, арт-технологии.




Библиографическое описание: Степанова А.В., Жданова С.Н. АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.95-98


Актуальность привлечения инновационных ресурсов обусловлена необходимостью подготовки педагогов, компетентных в понимании процессов социализации и развития творческого потенциала учащихся с помощью ресурса социально-педагогических и арт - технологий. Арт-педагогика основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции, отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждении им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире [1].

Все чаще рядом с артпедагогикой ставят арт-терапию. Сначала «арттерапия» выступала одним из способов терапевтической деятельности, который способствовал выражению в творческих работах скрытых переживаний. Сейчас арттерапию рассматривают как одно из направлений арт-педагогики, позволяющих детям избавиться от травмирующих переживаний [4]. Арт-педагогика имеет ярко выраженный адаптационный эффект, помогающие социализации личности.

В теории социально-педагогического подхода понятие «социализация» является центральным и отражает процесс освоения норм жизнедеятельности в обществе. Мы рассматриваем эстетическую социализацию как вхождение в социум на основе эстетических образцов прекрасного, гарантирующих закрепление результатов познания мира в структуре личностного опыта добавлением персонифицирующих смыслов в индивидуальную жизненную картину мира. Термин «эстетический» происходит от греческого aistheticos – чувствующий, чувственный. В греческой философии «эстетическое» трактовали как начало, пронизывающее все процессы и явления. Закономерности эстетического освоения действительности общи для любых сфер [3].

Эстетическое является общим универсальным свойством, пронизывающим восприятие всех видов деятельности человека и важнейшим элементом человеческой культуры. По Платону, эстетическое как прекрасное есть вечная, безотносительная божественная идея. Фома Аквинский усматривал источник красоты в Боге. Для Г.Гегеля эстетическое было диалектически взаимосвязано с «чувственной видимостью идеи». Античный скептицизм вовсе отвергал наличие прекрасного в действительности. По мнению Д.Юма, прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах, оно присутствует исключительно в духе, и дух каждого человека усматривает иную красоту. Возвращаясь еще раз к первоначальному переводу с греческого языка (Aistheticos) эстетического как «чувствующего» начала, и значит, затрагивающего сферу чувств, мы придерживаемся позиции в трактовке эстетического отношения к миру как неравнодушного, неотчужденного, которое следует формировать, исходя из глобальных проблем выживания и процветания человечества, в целом.

В ходе эстетической социализации личности, заключающейся в освоении норм и социальных ролей с помощью действенных образов, отражающих каноны красоты и целесообразности, происходит отстройка чувствования и эмоционального реагирования, закрепления алгоритмов преобразования негативных чувств в позитив, овладение способами внешнего выражения эмоций в микросоциуме, в обществе. Эмоционально-волевая сфера рассматривается как стратегическая сфера развития личности, содержащая многообразие эмоций и чувств, которые связаны с ее резервами, ориентациями мотивационной сферы, убеждениями, установками, сознательным волевым урегулированием. Эмоционально - волевая сфера играет большую роль в социализации и в социальной адаптации учащихся. Тема развития эмоций и воли, их функции в основании мотивов как регуляторов деятельности и действий является одной из сложных задач психологии и педагогики.

Полихудожественные и арт-педагогические технологии являются универсальными в раскрытии одаренностей учащегося и способствуют гармонизации личности посредством соприкосновения с искусством, мобилизации творческого потенциала человека. Необходимыми педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность эстетической социализации учащихся являются: активизация эмоционально-волевой сферы учащихся посредством полихудожественных (метод полимодальных шагов) и артпедагогических технологий; реализация социально-педагогических технологий (социально-педагогической поддержки; коррекции).

Проектирование педагогической деятельности с позиций социально-педагогического и полихудожественного подхода позволяет реализовать гуманистическую миссию педагога по обогащению эмоциональной жизни учащихся, привнесению ярких доминант в их эмоционально-волевое развитие с помощью полихудожественных и арт–технологий, содействующих их эффективной адаптации в новых реалиях общества.

Научный подход рассматривается как совокупность ведущих идей, принципов, понятий, методов и технологий: понятийная, включающая основные понятия, использованные в процессе изучения, управления и преобразования педагогической практики; содержательная, представленная ведущими идеями и принципами, как исходными положениями или главными правилами осуществления педагогической деятельности; технологическая, определяющая методы, приемы и способы деятельности, в наибольшей степени соответствующие избранному подходу [2].

Полихудожественный подход отражает импровизационное освоение мира путем раскрытия внутреннего родства художественного проявления образа в художественных модальностей: словесных, двигательных, кинестетических, зрительных, обонятельных, звуковых и цветовых. Данный подход применяется не только ради искусства, а в целях лучшей социализации личности, обеспечения более полного эмоционально насыщенного процесса освоения событий окружающего мира посредством погружения различного спектра модальностей образа, позволяющую проследить тонкую связь цвета, звука, слова, формы, движения, пространства, жеста на разных уровнях эстетического отношения к действительности.

Полихудожественная составляющая активизирует эмоционально-чувственное и художественно-эстетическое развитие, творческую активность субъекта мироосваивающей деятельности, развитие индивидуальности, гармонизацию отношений, формирование значимых эстетических интересов, мотивов, потребностей в познании и труде; обогащение опыта творчества. Полихудожественные техники обеспечивают развитие сущностных сил человека и утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей жизни, являются системой способов и алгоритмов гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека, чувств. Особая ценность полихудожественных технологий состоит в том, что они способствуют самопознанию и социализации личности, в целом.

Стержневым средством эстетического освоения социума при этом выступает образ как фактор постижения сущности предметов и явлений: образ жизни, образ мысли, образ поведения, образ действий, образ Я. Педагогические задачи обнаруживаются в целевом последовательном развитии у личности способностей использовать в жизнедеятельности систему имеющихся образов, своевременно реализуя.развивая, корректируя и трансформируя их на различных этапах становления жизненного пути. Образ мира изменяется в течение всей жизни человека. Условием успешного освоения мира является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» как бы уравновешены благодаря адекватному пониманию своего места в мире и использованию адекватных социальных умений. Образ «Я» - это устойчивое, зафиксированное в смыслонесущих (словесных, цветовых, звуковых, паралингвистических, пантомимических, пространственных, ароматических и временных) определениях представление человека о самом себе, включающем образ тела, образ действия, набор способов реагирования, самотождественность.Образ «Я» включает когнитивный компонент – образ способностей, внешности, качеств, социальной роли и значимости индивида; эмоциональный компонент – самолюбие, самоуважение, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой компонент – энергия и сила по сохранению и повышению самооценки, самоуважения и др. Кроме этого, Я-концепция содержит реальный, идеальный и динамический образ Я, который возникает в результате неудовлетворения потребностей, испытания трудностей при их реализации. Образ «Я» выполняет важные гармонизирующие функции в жизни человека: обеспечивает внутреннюю согласованность знаний о самом себе и мотивацию познания нового опыта при освоении мира. Основные требования в применении педагогом совокупности полихудожественных методов заключаются в заботе о развитии полифонического воображения как «мира синтеза чувств, возвышения и очищения» (Б.П.Юсов) и обеспечение вдохновения как подъема творческих сил человека.

К инновационным полихудожественным методам относится метод полимодальных шагов, который построен на поэтапном моделировании образа, по лесенке, каждая восходящая ступенька которой отражает восприятие и проявление человека в жесте, мимике, в форме, слове, движении, пространстве и аромате. Техника полимодальных шагов позволяет, оттолкнувшись от одной ипостаси образа переходить к другой модальности в соответствии с алгоритмом деятельности педагога в процессе эстетического освоения социума. Алгоритм проведения занятий – прохождение участниками «лесенки модальностей» по мере «созревания» образа [2].

Таким образом, охарактеризованные выше арт-педагогические и полихудожественные технологии в совокупности с реализацией методов пстхэолого-педагогической поддержки позволяют в практике более эффективно решать задачу социализации учащихся.

 

Список литератруры:

1.  Арт-терапия — новые горизонты / ред.А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с.

2.  Жданова, С.Н.Социум и школьник: методология педагогического исследования взаимодействия: монография / С.Н.Жданова, С.В. Сальцева – М.: Изд-во УРАО, 2010. - 185c.

3.  Жданова, С.Н. Эстетизация как основополагающий принцип социальной педагогики. Статья // Материалы юбилейной XXX научн.-практ. препод. конф. ОГПУ «Оренбургский государственный педагогический университет: история и современность» 14-15 мая 2009г. Оренбург:ОГПУ,2009 с.47-61.

4.  Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. / М. В Киселева. - СПб. Речь, 2007.- 286с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»