АРХИТЕКТУРНО-ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ НА ОСНОВЕ СЦЕНАРНОГО МЕТОДА ПРОЕКТИРОВАНИЯ




Осташук Ольга Дмитриевна,

бакалавр, Уральская архитектурно-художественная академия, г. Екатеринбург.

Городская среда. должна соответствовать логике ее восприятия и передвижения человека, особенно если речь идет о рекреационных территориях, где так важен эмоционально-психологический комфорт. В статье рассматривается проблема связанная с проектированием рекреационных территорий в современном городе, решение которых требует создание теоретической модели В основании модели заложены градостроительные, композиционные и психологические аспекты, влияющие на формирование целостности среды.

Ключевые слова: Ключевые слова: сценарий,восприятие городской среды,психология восприятия,проектирование рекреационных территорий,градостроительный аспект,композиционный аспект,психологический аспект.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Создание рекреационных территорий в современном городе на сегодня стало обычной практикой. Однако, не всегда понятно, как именно должен быть построен сценарий для архитектурно-ландшафтных рекреационных территорий, на чем он основывается и какие закономерности поведения человека учитываются при проектировании. Соответственно, часть территорий, существующих в наших городах с советских времен, не адаптированы к изменившимся поведенческим условиям, что приводит к разрушению и запустению архитектурно-ландшафтных рекреационных структур.

Прежде чем создать новые принципы проектирования рекреационных зон, стоит обратиться к наследию ландшафтной архитектуры, ведь оно «поистине неисчерпаемо. Каждая эпоха, каждая страна оставила и продолжает умножать число произведений ландшафтного зодчества, олицетворяющего непрерывную и живую связь человека с окружающей его природой» [2,с.9].

С древнейших времен сценарий в архитектуре парков складывался исходя из культуры стран, потребностей, религий и традиций. В отличие от парковой традиции Европы, где сад предназначался для развлечений и прогулок, в Китае, например, - это место, где живут обычной повседневной жизнью. Таким образом, аутентичность в традициях, обычаях и мышлении. являются катализатором развития различных рекреационных теорий со своими структурами. идеями, композициями и методами.

При проектировании современных рекреационных территорий архитекторы стали забывать о истории, методах и принципах, позволяющие человеку внутренне развиваться, думать о вечном, улавливать очарование природы, понимать «толк в вещах» (материальный и духовный).

Исследуя условие целостности архитектурно-ландшафтного пространства, можно выявить первостепенную важность сценария, как основного каркаса общего замысла и гаранта пространственной соподчиненности. Главное в создании сценария - это идея. Если все компоненты сюжета отвечают на вопрос «как» и «о чем», то идея отвечает на вопрос «зачем».

Идея становится актуальной, если изучить принципы и организацию пространства в кинематографе и театре, как морфологические элементы нового метода моделирования рекреационных территорий.

Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению теоретической базы архитектурно-ландшафтной организации рекреационных территорий на основе сценарного метода проектирования, следует изучить понятия, термины и структуру сценария.

Сценарий (итал. scenario, от лат. scaena — сцена)- план, разработка литературного сопровождения концерта, фестиваля, музыкально-литературной композиции [ 7].

Понятие сценарий применяется во многих видах искусства и имеет несколько значений. Например, в «кинематографе сценарием называется литературная основа, по которой снимается фильм, а в балетном театре сценарий включает в себя подробную запись сюжета с описанием всех танцевальных и пантомимических партий» [8].

Сюжет(от фр. subjet — «предмет») — сюжет — основа формы произведения. [9] Сюжет как сложное целое состоит из элементов. Каждый из которых имеет свою функцию. Состав и последовательность элементов схожи друг с другом и основными являются экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка .

Сценарист - это человек, который пишет сценарий к фильму. Иногда многие сценаристы заняты в написании одного и того же сценария, прежде чем режиссер выберет лучший [10].

Рассмотрев основную терминологию, необходимо опередить роль архитектора в данном контексте. Архитектор, который занимается организацией рекреационных территорий на основе метода сценарного проектирования, выступает в качестве главного (смежными являются исследователи и теоретики) режиссера, сценариста. Используя тактические принципы и элементы сценария, он создает комфортную и эстетически привлекательную среду для «зрителей». При написании маршрутов «сценарист» проводит «репетицию элементов». Т.е. все ориентационные объекты, детали, нюансы должны работать исправно, прежде чем воплотятся в жизнь. «Готовиться к репетиции следует тщательно, подробно разбирая и проигрывая для себя тот эпизод, который предстоит играть актерам. Однако при этом подробности не должны затмевать главного, частности — целого Режиссер хорошо подготовлен, если может одной фразой сформулировать, в чем смысл, существо репетируемой сцены и что надлежит сделать именно сегодня, в каком направлении продвинуться» [3, с.82].

Разрабатывая сценарный метод проектирования, можно выделить три аспекта формирования рекреационных территорий: градостроительный, композиционный, психологический.

Градостроительный аспект. «Сначала мы формируем города, затем они нас» [6, с.2].

Город сложен и перенасыщен информацией, ложными композиционными указателями, которым интуитивно поддается человек. Нет правил управления этой информацией. Маршруты людей мало того, что становятся не структурированными, но и лишенными идеи, единого образа. Данная проблема усугубляется моральной и композиционной отсталостью генеральных планов современных российских городов, кроме того. отсутствуют градостроительные прогнозы развития с учетом изменившихся социальных, экономических и психологических условий. Для улучшения сложившийся ситуации, необходимо переосмыслить транспортную и инженерную инфраструктуру, изменить принципы размещения основных центров притяжения, транспортных узлов, сформировать комфортные пространства. Речь идет о глобальном сценарии, благодаря которому город получит не только индивидуальный запоминающийся облик, но и позволит жителям и гостям комфортно и интересно передвигаться по городу.

Композиционный аспект.Композиция архитектурно-ландшафтного сценария основывается на ориентации в пространстве. Существуетсхема ориентации:

1. линейная- направление имеющее начало и конец. Ориентация сводится к узнаванию последовательности элементов (здания, малые архитектурные формы), которые раскрываются во время движения человека. В качестве доминант и акцентов выступают объекты, интересующие потребителя;

2. узловая- распределительные и накопительные площади.

3. районная- районы и их инфраструктуры , которая выявляется за счет коммуникационного каркаса.

Доминанты и акценты важные элементы в оринтационной структуре города. Рассматривая их как часть сценария, нельзя не охарактеризовать пространство, находящиеся между ними. Это пространство можно назвать антрактом. «Антракт — вовсе не «зона отдыха» для зрителей. Это необходимая передышка, лишь подстегивающая зрительское воображение, заставляющая напряженно размышлять, строить догадки, спорить, ждать — что дальше?» [3, с.83]. Другими словами, доминанта это деталь, дополнительный штрих, усиливающий характер сценария, А антракт - это обобщение черт, соединение деталей по смыслу.

Также, создавая композицию для сценария в городской среде, можно играть с воображением человека- пространство для «довоображения». Этот «трюк» позволяет зрителю как бы продолжить историю вместе в режиссером, делает его соавтором всего сценария.

Психологический аспект. Сценарий - полностью продуманная программа, которая включает в себя огромное количество пунктов и мелочей. Именно поэтому архитектурно-ландшафтное проектирование территорий методом сценария пишется ссылаясь на психологический опыт, чтобы получить не только максимальный эффект проникновения самим сценарием, но и максимальной отдачей.

Для того, чтобы вызвать определенные эмоции у человека по время прохождения сценарного пути, необходимо применение «трюка». Он выполняется в три этапа: 1) подготовка трюковой ситуации; 2) логика трюка (разработка деталей); 3) реакция зрителя.

Атмосфера сценического пространства для «зрителя» создается светом, цветом и музыкой. А в психо- эмоциональную атмосферу входят такие аспекты, как время, движение, эмоции.

Свет. «Подобно монтажу в кинофильме, свет в театре способен не только разрывать, но и удлинять или сокращать сценическое время, изменять пространство, укрупнять актера, выводить из единого потока отдельные, наиболее важные эпизоды, наиболее существенные реплики, монологи» [3, с.83].

Формируя рекреационные территории, не стоит забывать о ее использовании в ночное время, следовательно, существует потребность в организации безопасного перемещения человека в пространстве, обеспечение в видимости ориентиров (доминат и акцентов), а также в поддерживании эстетической привлекательности.

Цвет- это не заменимый инструмент в проектировании архитектурно-ландшафтной организации территории методом сценария.

«Отсутствие цветовых контактов с природным окружением, пренебрежение цветовым опытом прошлого и неумение воспользоваться полихромией для содействия социально-пространственным процессам, протекающим в городе, порождают неудовлетворенность цветовой атмосферой большинства наших городов» [1, с.5].

Музыка часть пространственно-временной структуры. Шум от машин, журчание воды, шаги человека, звуковая реклама - все это слуховые ориентиры и средства для создания сценического образа. (расслабляющий фон в зонах отдыха, информационные знаки и т.д.).

Время. «Время» становится все более ценным ресурсом нашего времени, если учитывать ритм жизни современного человека.

Если организовать транзитные пути базируясь на поведении человека и его восприятии, сделать его маршрут культурно-развлекательным или оздоровительным, то времяпрепровождения будет проходить с пользой, а ежедневное преодоление одних и тех же расстояний станет отдыхом, и будет вызывать приятные эмоции.

«Движение- смена состояний в пространстве и во времени» [4, с.68].

Движение человека, как и другие аспекты психологии может и должно быть сценировано заранее. Проектируя пространство используя различные способы ориентации человека, мы можем замедлить шаг человека (заинтересовать его необычным композиционным решением или арт- объектом), ускорить шаг (использовать рельеф с крутым уклоном), задать танцевальный ритм (музыкальное сопровождение) и т.д. Можно определить три составные формы движения: 1) механическое (инертное); 2) физическое (биологическое); 3) эмоциональное (настроение).

Эмоции. «С позиции средовой психологии человек находится в постоянном поле взаимодействия с окружающей средой, что вызывает у него, благодаря наличию генерализованных реакций организма, определенный эмоциональный фон» [5, с.51].

В центре сценария – эмоции человека, которые можно разделить на «положительные» и «отрицательные». Инстинктивно человек всегда стремится к положительным эмоциям и старается избегать отрицательных.

Анализируя взаимосвязь данных аспектов, стоит обратиться к вечной фразе Витрувия о том, что архитектура- это польза, прочность и красота. И рассматривая «прочность» как градостроительство, «красоту» как композицию, психологию как «пользу», проводя параллели с высказыванием Витрувия, мы можем соединить все аспекты в одно целое, характеризуя городскую среду.

Архитекторы не внимательно относятся к вопросу о проектировании рекреационных территорий с точки зрения эмоционально-эстетических аспектов. Но если не уделять должное внимание теоретическому изучению данного вопроса, не формировать конкретные принципы и концепции, то возможно смещение целей и уход в сторону самой обычной симуляции пространства. Таким образом, для того чтобы избежать формирования малоэмоциональной и разрозненной среды, необходимо отслеживать психофизическое состояние человека, т.е. учитывать эмоционально-эстетические аспекты.

Список литературы:

1.        Ефимов А.В. Колористика города [Текст]/А.В.Ефимов.-М.: Стройиздат, 1990.- 272 с.: ил.

2.        Ожегов, С.С. История ландшафтной архитектуры [Текст] / С.С.Ожегов.- Москва: Архитектура-С, 2004.- 223 с., ил.

3.        Ремез О. Я. Мастерство режиссера: Пространство и время спектакля.[Текст] /Ремез О.Я.- М.: Просвещение, 1983. — 144 с.

4.        Хитрук Ф.С. Профессия- аниматор [Текст]/Ф.С.Хитрук. (1т.) - М.: Гаятри, 2007.- 304с.

5.        Штейнбах Х.Э. Психология жизненного пространства [Текст]/ Х.Э. Штейнбах. - СПб: Речь, 2004- 239с.

6.        Гейл Я. Города для людей [Текст]/ Я. Гейл; Изд. на русском языке- Концерн КОСТ, пер. с англ.- М.: Альпина Паблишер, 2012.- 276

7.        Электронный ресурс: http://psychology.area7.ru/?m=2812

8.        Электронный ресурс: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/STSENARI.html

9.        Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%FE%E6%E5%F2

10.   Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F6%E5%ED%E0%F0%E8%E9

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»