+7 989 669 15 15



Аспекты разработки учебного курса "информационные технологии в образовании" для студентов гуманитарных специальностей педа-гогического вуза в рамках болонского процесса




Быковская Натальи Ивановна и др.

старший преподаватель
Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Беларусь, г. Минск


Аннотация: В данной статье рассматриваются основные изменения образователь-ного процесса по учебному курсу "Информационные технологии в образовании" согласно принципам Болонской декларации. Раскрыто содержание основных модулей курса и методика преподавания.

Ключевые слова: Болонская декларация, учебная дисциплина, модульная система, балльно-рейтинговая система, зачетная единица.




Библиографическое описание: Быковская Н.И., Демченко И.Н., Яремчук Н.Б. АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА [Текст] // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 ноября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С.97-99


Вступление в Болонский процесс ориентировало образовательную траекторию ВУЗа в соответствиипринципам Болонской декларации (Bologna Declaration), что повлекло за собой реорганизацию программ учебных дисциплин и модернизацию методики проведения учебных занятий.

Учебная дисциплина «Информационные технологии в образовании» предлагается для гуманитарных специальностей с целью подготовки выпускников педагогических специальностей в области использования информационных технологий в профессиональной деятельности. Одной из задач учебного процесса является не только выпуск квалифицированных специалистов, а подготовка будущих педагогов к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, развитию умений и компетенций в своей профессиональной деятельности, т.е. к обучению на протяжении всей жизни (Life-Long- Learning (LLL)).

Одним из основных показателей качества образования является структура и содержание предлагаемых учебных дисциплин. Курс "Информационные технологии в образовании" структурирован по модулям (Learning module), в которые входят учебные блоки (элементы образовательной программы Course unit). Модульная система построения учебного процесса не является новой формой организации образовательного процесса,однако представление учебных блоков для изучения изменилось согласно Болонской декларации.

 

 

Рис 1. Схема учебного курса «Информационные технологии в образовании».

 

Основной принцип построения каждого модуля – независимые учебные блоки, которые изучаются по образовательной траектории, предложенной преподавателем. Траектория ориентирована на базовую степень обученности студентов владения ИКТ (определяется входным тестированием). Вариативность обучения позволяет адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям и возможностям учебной группы

Содержание каждого учебного блока направлено на приобретение навыков использования изученной технологии в дальнейшей профессиональной деятельности (электронный журнал, форма, технология DDE, электронный учебник…). Предложенная структуризация учебного курса позволяет своевременно корректировать учебный процесс по ходу изучения как со стороны преподавателя, так и студента.

Особенностью образовательного процесса, согласно требованиям Болонской декларации, является внедрение балльно-рейтинговой системы оценивания компетенций студентов. Рейтинговые мероприятия проводятся по ходу и по итогу изучения дисциплины. Текущее оценивание – это процедуры выставления дифференцированной оценки в баллах (трудоемкость), интегрированная в период обучения, результаты которых учитываются при итоговой оценке. Основные формы текущего контроля знаний студентов – тестирование или контрольная работа. В текущем контроле учитывается картина выполнения и сдачи лабораторных работ (трудозатраты). [2,с.160]

Итоговый рейтинг проводится по завершению изучения дисциплины и оценивается в зачетных единицах – кредитах. Кредит является единицей, характеризующей определенный объем содержания образовательной программы и трудоемкость ее освоения студентом.По изучению курса присваивается 3 зачетные единицы.

Методика проведения занятий основана на индивидуальной работе студентов в учебной группе при непосредственном контакте с преподавателем, который выступает в большей мере как консультант. В качестве методической литературы используется ЭУМК (локально или в облаке), который является не стандартной инструкцией, а справочным руководством по усвоению учебного материала для достижения поставленных дидактических целей. Дополнительно к каждому блоку предлагается тематический web-квест, который дополняет изучаемый блок. Такой квест идет параллельно изучаемой программе и включает в себя дополнительный учебный материал повышенной сложности, предназначенный для приобретения студентами соответствующих компетенций. Методическое обеспечение дополнено обучающими вебинарами, консультациями в дистанционной среде (Moodle), в ЭУМК используется технология скрин и видеокастинга. [1,с.316]

Для реализации творческого потенциала студентов и подведения итогов по каждому модулю используется технология Кейс-стади. Это технология реализации проблемного обучения средствами web-сервисов и технологий дистанционного обучения (Moodle). Для реализации предложенной технологии в процессе обучении сначала подготавливается кейс, т.е. специально подобранный материал с описанием конкретной проблемы, после разрешения которой у обучающихся (студентов) развиваются социально значимые навыки: способность к анализу, принятию решений, умение продуктивно работать в команде, самостоятельный поиск, дополнительной информации. Кейс как единый информационный комплекс состоит из трех частей: вспомогательная информация (необходима для анализа кейса и решения проблематики), описание конкретной ситуации, сопровождение и задания к кейсу. Материал в кейсе может быть вариативен в своем представлении, например один модуль (иллюстративный пример с визуальными данными, флеш-анимация, звуковые и видео подкасты…) или в виде нескольких объединенных модулей. Материалы кейса разрабатывают сами преподаватели или могут предлагать методические разработки коллег через информационное пространство (Интернет). Доступ к такому кейсу можно организовать через аккаунт преподавателя или курс в ДО в виде ссылок на соответствующие сайты. [3,c.322]

Предложенные формы и методы проведения учебных занятий позволяют обучаемым получать законченные знания через совместный поиск информации по проблематике, групповой анализ и обсуждение полученных фактов.

 

Список литературы:

1. Быковская Н.И. Использование технологии веб-квест для активизации познавательной учебной деятельности в информационно-образовательной среде вуза / Быковская Н.И. // Квантовая электроника : материалы X междунар. науч.-техн. конф., Минск, 9–13 нояб. 2015 г. / Респ. ин-т высш. шк. ; редкол.: М. М. Кугейко (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2015. – С. 315–317.

2. Герова Н.В. Аспекты разработки модуля дисциплин «Информатика и ИКТ» для учителей гуманитарных педагогических направлений в рамках Болонского процесса / Н.В. Герова // Российский научный журнал. – 2010. – № 3 (16). – С. 156–165.

3. Демченко И.Н. Методика реализации CASE STUDY в профессиональной подготовке студентов средствами дистанционного обучения / Демченко И.Н. // Квантовая электроника : материалы X междунар. науч.-техн. конф., Минск, 9–13 нояб. 2015 г. / Респ. ин-т высш. шк. ; редкол.: М. М. Кугейко (отв. ред.) [и др.]. – Минск, 2015. – С. 321–322.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-117
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 января 2018 г.
P-415
Направления: педагогика,психология
Прием материалов 25 января 2018 г.
E-117
Направления: социология,экономика
Прием материалов 25 января 2018 г.