Один их крупнейших специалистов в области исследования автобиографии французский писатель и критик Ф. Лёжён в книге «Автобиография во Франции» определил автобиографическое произведение как повествовательный текст (récit) с ретроспективной установкой, в котором реальная личность рассказывает о собственном бытии, акцентируя внимание на своей личной жизни, особенно на истории (histoire) становления своей личности [5, с. 14]. И хотя сам Ф. Лёжён не считает данное определение безупречным [6, с. 6-27], оно, тем не менее, отражает суть данного феномена и широко используется для анализа конкретных автобиографических текстов.
Н.А. Николина, развивая мысли М.М. Бахтина, пишет, что автобиография является сложным вторичным жанром, восходящим к различным жанровым первоосновам и что «открытие индивидуальности, возрастающая роль личностных аспектов культуры проявились в рождении автобиографии на базе «скрещения» жанров исповеди, хроники, мемуаров» [4, с.9].
Ю.М. Лотман высказывает мысль о том, что создателем автобиографии движет «потребность превратить себя самого в лабораторию наблюдения над человечеством» [3, с.816].
В процессе изучения литературного наследия А.Жида бросается в глаза особенность его творчества, и, прежде всего,жанровая неопределенность.Среди сочинений писателя наличествуют стихи и эссе, пьесы и повести, трактаты и роман, путевые очерки и политические репортажи, статьи о литературе и огромный массив автобиографической прозы, и всё им написанное, образует как бы один непрерывный дневник. Андре Жид явно отдавал предпочтение дневниковым записям, которые позволяют свободно запечатлеть все извивы быстротекущего времени, смену противоречивых чувств, настроений и мыслей автора [2, с. 5-24]. Тем более, известно, что свой знаменитый «Дневник», этот «шедевр писателя, где совершилось его главное открытие – открытие собственного Я» [1, с. 503-510], он вёл с 1889 по 1949 г., практически всю свою сознательную жизнь.
Яркие черты автобиографичности выявляются уже в первом опубликованном произведении 22-летнего А. Жида«LesCahiersd’André Walter» (1891 г.).Исследователи творчества А. Жида отмечают, что для создания портрета своего героя он широко использовал собственные дневниковые записи. Действительно, «LesCahiersd’André Walter» – своего рода дневник молодого писателя Андре Вальтера и одновременно самопрезентация личности А. Жида.
Список литературы:
1. Жид Андре. Избранные произведения. Пер. с фр. /Сост., послесл. Л. Токарев. – М.: Панорама, 1993.– 512 с.
2. Жид Андре. Подземелья Ватикана, Фальшивомонетчики, Возвращение из СССР, составление и вступительная статья Токарев Л.Н., Московский рабочий, М.: 1990,– 636 с.
3. Лотман Ю.М. Литературная биография в историко-культурном контексте // Лотман Ю.М. О русской литературе. СПб. : «Искусство – СПб», 1997. – С. 804-816.
4. Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта; Наука, 2002. – 424 с.
5. Lejeune Ph. Le pacte autobiografique. Paris, 1975. –P. 138.
6. Lejeune Ph. Signes de vie. Le pact autobiographique 2. Paris, 2004. – P. 6 –27.