За последние годы в сфере образования можно отметить заметные изменения в требованиях, предъявляемых к учителю: существенно модифицируется содержание учебных дисциплин, происходит процесс интенсификации учебного процесса с помощью инновационных и информационно-коммуникативных технологии. Тенденции развития современного общества в целом и сферы образования, в частности, требуют развития у учащихся желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартно мыслить, обладать способностью адаптироваться к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям. Профессиональная деятельность в современных условиях предполагает наличие у учителей практических умений взаимодействия с различными категориями субъектов образовательного процесса – коллегами, обучающимися и их родителями, принятия ответственных решений в реальных жизненных ситуациях, способности к самостоятельному поиску информации и стремления к саморазвитию и самообразованию в процессе педагогической деятельности. Поэтому в настоящее время актуальным представляется изучение такого явления, как автономность личности учителя в инновационной среде образовательной организации.
Проблема автономности личности находится в поле зрения различных наук: философии, педагогики, психологии и других. В философском понимании автономность является одной из существенных характеристик субъективной свободы личности. В философии автономность также рассматривается как принцип самостоятельности бытия, направляемого собственным разумом и совестью (Э. Кант); способность личности как морального субъекта к самоопределению на основе собственного законодательства. Противоположна гетерономии субъекта — то есть принятию норм поведения «извне» — без обоснования их необходимости собственным мышлением.
Определяя понятие личностной автономности, психологи высказывают разные точки зрения. С точки зрения М.И. Еникеева личностная автономность – это обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций [1]. По мнению Е.Л. Сырцовой, автономность личности определяется как «некое социально-психологическое качество человека, позволяющее ему действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности» [4] . Таким образом, автономность в психологическом понимании можно определить как социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности.
Автономность личности проявляется прежде всего в самостоятельной деятельности. В.И. Андреев выделяет следующие способности, свойственные человеку как субъекту самостоятельной деятельности: 1) мотивационно-творческая активность и направленность личности (проявляется в мотивации, интересе, стремлении к творческим достижениям, самообразованию, самовоспитанию); 2) интеллектуально-логические(связаны с умением анализировать, сравнивать, выделять главное и др.); 3) интеллектуально-эвристические (проявляются в умении генерировать идеи, видеть противоречия, использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях, предполагают критичность мышления);4) самоуправление личности(самоконтроль, самоорганизация, самооценка, рефлексия и коррекция);5) коммуникативные (способность взаимодействовать с другими людьми, использовать их опыт, отстаивать свою точку зрения, убеждать других, избегать конфликтов).
Таким образом, в психологии автономность понимается как качество личности, характеризующее ее стремление к самоактуализации, раскрытию своих способностей, к самостоятельной деятельности.
С точки зрения педагогики, развитие автономности личности в образовании тесно связано с необходимостью формирования познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий.
Содержание профессиональной подготовки не соответствует потребностям общества, а также не учитывает особенностей личности учителя, не способствует формированию его профессионального самосознания и самосовершенствования. Следует отметить, что обучение в высшем учебном заведении позволяет будущему педагогу овладеть необходимыми знаниями, но не является эффективным для практического овладения навыками и умениями для успешного результата педагогической деятельности в инновационной среде образовательной организации.
Так как большинство авторов рассматривают автономность учителя как качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в нестандартных ситуациях, а также стремление к самообразованию и саморефлексии, можно предположить, что автономность является одним из ключевых факторов готовности к инновационной среде образовательной организации, которая в свою очередь характеризуется наличием у педагога вышеперечисленных способностей.
В основном инновационную образовательную среду определяют как условие ведения инновационной деятельности. В своем исследовании Р.А.Кассина дает определение инновационной среды как «совокупности вводимых в образовательном учреждении новшеств, среди которых осуществляется профессиональная деятельность педагогов». При этом подчеркивается именно возможность влияния среды на педагога, так как будучи условием, среда может и не влиять на его развитие [2].
Однако рассматривая инновационную образовательную среду как условие формирования автономности учителя, следует выделить ряд функции данной среды для проведения анализа взаимосвязи и влияния данных функции на становление личности педагога.
В исследованиях Качалова Д.В. выявлены следующие функции инновационной образовательной среды:
Сущностными характеристиками инновационной образовательной среды являются ее гибкость, открытость, вариативность, что означает возможность изменений и коррекции, творческого развития студентов.Анализируя перечисленные функции инновационной образовательной среды можно говорить о том, что она является целостной системой, направленной на мотивацию, саморазвитие, профессиональное самосознание и развитие ценностного отношения к профессии учителя, стимулирует творческую и познавательную активность ее субъектов.
Таким образом, можно сделать вывод, что для формирования готовности к инновационной среде образовательной организации необходимо развивать у будущих учителей такое качество личности, как автономность, отвечающее за их стремление к самообразованию, к поиску новой информации, использованию как традиционных, так и инновационных методов обучения и воспитания в нестандартных ситуациях, к творческому решению педагогических задач, а также профессиональному самосознанию и саморефлексии.
Список литературы: