Частная охранная организация




Антипов Е.Ю.

ЮУРГУ филиал в г. Миассе, Россия

В данной статье рассмотрена деятельность частных охранных организаций, их основные проблемы и возможные пути решения. Показана аналитика и мнения на эти проблемы.

Ключевые слова: Ключевые слова: ЧОО,деятельность ЧОО,проблемы ЧОО




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Частная охранная организация (ЧОО) - это правоохранительные , негосударственные организации, оказывающие услуги охраны.

Деятельность ЧОО в РФ регулируют федеральные законы "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"[1],"Об оружии" и подзаконными актами.

ЧОО имеет строго нормированную правовую регламентацию статуса и деятельности.

Стоящие перед ней задачи, согласно закону РФ "О частной детективной и охраной деятельности в Российской федерации"[2] такие как: защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества собственников ,в том числе при его транспортировке. Проектирование и монтаж и эксплуатационное обслуживание средства охранно-пожарной сигнализации. Осуществление контрольно пропускного режима на охраняемых объектах. Обеспечение порядка на мероприятиях и некоторых других.

ЧОО Имеет в распоряжение средства, позволяющие пресечь правонарушения, в том числе и методами принуждения, согласно постановлению Правительства РФ "Вопросы частной детективной и частной охранной деятельности".

ЧОО пользуются большой популярность в России, в связи со своей деятельность. Многие состоятельные люди в России стараются обеспечить защиту жизни близких людей и имущества. Основной проблемной ЧОО ,среди прочих, является демпингование цен со стороны руководства ЧОО .Такие ЧОО используют иногородную силу, зачастую не обученных и не подготовленных "дешевых охранников", слабо разбирающихся в правовой деятельности охранных услуг, которые соответствуют своей цене, не выполняя функции охраны возложенной на них. «На рынке существуют предприятия, которые демпингуют. Они нанимают иностранных граждан — выходцев, к примеру, из Киргизии. Это проблема, потому что такие охранники зачастую даже не говорят толком по-русски. Сотрудники таких ЧОПов часто встречаются в продуктовых магазинах. Однако незнание языка неприемлемо при работе, где необходимо общение с покупателями», — заявляет заместитель генерального директора по охране объектов высокой сложности ЧОП «Эгида» Дмитрий Мезенцев[3]. Это комментирует директор Некоммерческого Партнёрства по содействию развитию частной охранной деятельности по Астраханской области «Негосударственные предприятия безопасности» Андрей Буняев: " При этом качество услуг – сами представляете какое. И какие там кадры. Не редки случаи приема на работу в такие охранные организации лиц, профессионально слабо подготовленных, физически не развитых, не имеющих практики должного обращения с гражданами, а в отдельных случаях имеющие не только опыт противоправного поведения, но и с откровенно криминальными наклонностями и связями с преступной средой и криминальным прошлым. Помимо этого встречаются и другие нарушения: Охранниками нанимают людей, не прошедших медкомиссию и имеющих заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей (список таких заболеваний регламентирован законом). Организации, не связанные с охранной деятельностью, оформляют своих сотрудников на различные должности - контролёров и администраторов, фактически используя их именно в качестве охранников, хотя это противозаконно. Помимо вышеназванных нарушений на снижение стоимости охранных услуг влияет заблаговременное намерение невыполнения принятых обязательств. Так, при заключении государственных контрактов одним из условий являлось предоставление физической охраны объекта несколькими постами, но при выполнении условий данного контракта фактически количество постов меньше заявленных."[4]. . По факту такие ЧОО всего лишь собирают деньги за защиту, которые они предоставить не могут. "Естественно, народ не идет работать в ЧОП, тем более что заработные платы упали. Ведь теперь нам необходимо направлять порядка 47% заработанного на различные отчисления, а объекты ставки за охрану не повышают. Сейчас работы ведутся через тендеры, поэтому кто меньше возьмет, тот и работает. Мы берем объекты с заработной платой в среднем 60 рублей в час. А есть компании, которые демпингуют до 30 рублей в час. Какие услуги они оказывают за такие деньги, остается только догадываться",-сетует заместитель директора ООО ЧОП «Центральная служба гражданской безопасности» Олег Киселев[5]. Проблему демпинга цен выделяет Андрей Буняев - " Думаю, о существовании ФЗ-94 «О правилах госзакупок»[6] вы знаете. Этот закон требует, чтобы органы госвласти осуществляли закупки только через конкурсные процедуры или аукционы. В случае с заказом охранных услуг процедура проходит методом запроса котировок: объявляется конкурс, и любой ЧОП вправе обозначить цену, по которой он готов предоставить услуги охраны. В серьёзном охранном предприятии минимальная себестоимость работы одного частного охранника составляет порядка 75 рублей в час. Иначе просто нет смысла работать: квалифицированную охрану за меньшие деньги не организуешь. Да и сами органы власти требуют, чтобы средняя зарплата на предприятии была не ниже 15 тыс. рублей. Однако, специалисты нашего НП провели тщательный мониторинг госконтрактов, заключенных в 2011-2012 годах и обнаружили, что в ряде конкурсов мы наблюдаем цену и в 50 руб\час, и в 45, и даже 40 рублей"[7]. К сожалению большинство людей не всегда понимают цену охранных услуг и ведутся на "дешевые" цены. "Частные организации, предприниматели, собственники - клиенты частных охранных организаций не всегда вовремя осознают что дёшево не всегда хорошо. Безопасность это как раз тот продукт, на котором не стоить экономить. Отсутствие происшествий это как раз и есть положительный результат работы. В основном при выборе охраны клиенты не осуществляют мониторинг рынка и не требуют рекомендаций, как это происходит за рубежом. Не берётся во внимание и репутация и время нахождения организации на рынке охранных услуг. В итоге получают разочарование и непредсказуемые последствия", комментирует Андрей Буняев[8].В начале 90-ых годов, когда процветал бандитизм и рэкетир в Российской Федерации, тогда и появились частные охранные организации(ЧОП),которые собирали деньги за "защиту", которая, как правило, была сомнительной и часто создавала большие проблемы потребителям этих услуг. В наше время ещё остались отголоски прошлого, только уже более официально нежели тогда. Вот что показывает эффективность таких ЧОО:

  • В 2002 году численность частных охранников в Москве в 2,5 раз превышала численность личного состава вневедомственной охраны милиции, однако в течение 2002 года милиционеры ОВО пресекли 3 тыс. преступлений, а частные охранники - семь.
  • в 2010 году на всей территории России 663 тыс. частных охранников сумели пресечь лишь 11% преступлений и посягательств на охраняемые объекты (282 из 2538 случаев). При этом, 157 тыс. сотрудников вневедомственной охраны предотвратили в течение 2010 года более 86 тыс. преступлений.
  • в 2011 году эффективность действий частной охраны повысилась, частные охранники отразили половину нападений[9]

Бесспорно в наше время всё больше и больше появляется квалифицированных ЧОО, которые способны предоставить квалифицированную охрану своему клиенту. Такие ЧОО имеют большой спрос на свои услуги, но и цена значительно выше. Они могут предоставить специально обученных на защиту и охрану жизни или имущества людей, прошедших физическую и правовую подготовку, но проблема фиктивных ЧОО остаётся до сих пор.

 Так же такие ЧОО имеют и криминальный оттенок своей деятельности. Не для кого не секрет, что наличие легального оружия в ЧОО несомненно даёт им преимущество перед другими видами предпринимательской деятельности. Согласно статистике,10% из всех ЧОО носят фиктивный характер и используются для решения одноразовых финансово-значимых заказов, которые после своей деятельности будут расформированы за грубые нарушения лицензионных требований. Наличие таких "запасных" охранных организаций ведет криминализации в сфере охраны и предпринимательства. Поэтому механизм административно-правовой ответственности на ЧОО практически не действует. Они используют свои связи в преступном мире для выполнения услуг, выходящих за рамки охранной деятельности, к сожалению, закон на данный момент может лишь остановить деятельность охраной организации и наказать иногородних "охранников" этих структур, что в свою очередь является мало эффективным методом, по сравнению с доходом таких заказов. Как правило, правящая верхушка таких охранных структур практически не несет никакой ответственности за совершение неправомерных действий со стороны охранных организаций, что делает этот вид предпринимательской деятельности высокорентабельным и безопасным для предпринимателя . По мнению председателя совета директоров ассоциации предприятия безопасности «Блокпост» Андрея Васильева, "решить проблемы с последними помогло бы обязательное увеличение уставного капитала организаций с 200 тыс. рублей до 5 млн рублей. А убрать «мониторинговые» фирмы, которые, не имея лицензии на ведение охранной деятельности, под видом мониторинга оказывают охранные услуги, помогли бы более жесткие меры осуществления контроля за рынком."[10]

Существую так же проблемы взаимодействия правоохранительных органов и ЧОО.В первую очередь они связаны с несовершенством законодательства. Можно выделить одну из проблем, как оформление нарушителей общественного порядка. По словам президента Ассоциации предприятий безопасности «ЧК» Федора Черемухина:" Из 150 выездов приблизительно половина связана с «горячими проблемами», где людям угрожает опасность, где есть пьяный или дебошир, который мешает нормальной работе предприятия. Мы за семь минут прибываем на место, задерживаем нарушителя, но на оформление задержания уходит примерно 1,5 часа. Это требует отвлечения группы охранников на длительное время, которое они бы могли занять продолжением несения службы"[11]. Как добавил председатель совета директоров ассоциации структур безопасности и охраны «Агентство безопасности» Анатолий Паймулин: «В данной ситуации нужен человек со штаба ГУ МВД, который бы курировал работу с охранными организациями, на законных основаниях предоставлял информацию о том, какие подразделения полиции находятся рядом, давал необходимые контакты участковых»[12].Так же существуют проблемы которые препятствует работе ЧОО, про одну из таких проблем рассказал Ф. Черемухин:" Это камеры видео фиксации режима движения на автомагистралях". Он рассказал, что в его организацию приходит около 30 протоколов за нарушение скоростного режима движения в месяц. «Наша работа требует прибытия в установленное короткое время, что заставляет идти на нарушение скоростных ограничений, но это не учитывает наше законодательство. Хотя в нем же прописано, что мы являемся частью правоохранительной системы. Но особых привилегий на дороге у нас нет. Как и особого порядка рассмотрения этих нарушений"[13].

Для того, чтобы пресечь возможные правонарушения, ЧОО должны рассматриваться не как малый и средний бизнес, а как крупная организация, первоочередной задачей которой является оказание услуг безопасности, а уже после подсчёт прибыли. Не исключено, что со финансирование таких организаций возможно и при участие правительства ,на конкурсной основе среди организаций с лучшими результатами своей деятельности. Также стоит строго определить границы полномочий на вмешательство в сферы жизни людей и их собственности и всё это должно контролироваться надежным государственным контролем.

Следует отметить, что в настоящий момент ЧОО вносят большой вклад в поддержание общественного правопорядка и имеют большой опыт в работе с правоохранительными органами.

Подводя итог, мы видим, что в ЧОО есть перспективы и пути для развития, есть ряд проблем которые нужно решать и решать их нужно в первую очередь со стороны государства и законов, регламентирующие этот бизнес. Закону «О частной детективной и охранной деятельности» более 15 лет и до сих пор существуют проблемы связанные с работой ЧОО. Существующие проблемы: рассмотрение вопроса демпинга цен, профессиональных кадров, поблажек со стороны закона для ЧОО, регламентация общей деятельности и взаимопомощи с правоохранительными органами. Комплексные меры по обеспечению общественного порядка со стороны правоохранительных органов и негосударственных охранных организаций будут иметь большую эффективность и иметь свои перспективы, если рассматривать пути для развития, то возможность ЧОО имеет ряд дополнительных полномочий правоохранительных органов для решения неправомерных действий со строгой регламентацией и доказательной базой.



[1]Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148841/

[2]Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 27.12.2012) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140163

[3] Статья:"Рынок ЧОП: проблема кадров обостряется"

 http://www.jobmale.ru/rynok-chop-problema-kadrov-obostryaetsya.html

[4] Встреча корреспондента с представителем охранного предприятия

http://www.punkt-a.info/view_page/view/16098

[5] Ответ данные журналистам на вопросы по проблемам охранной деятельности

http://www.jobmale.ru/rynok-chop-problema-kadrov-obostryaetsya.html

Федеральный закон № 94-ФЗ (ФЗ-94) от 21 июля 2005

http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148890

[7]Встреча корреспондента с представителем охранного предприятия

 http://www.punkt-a.info/view_page/view/16098

[8]Встреча корреспондента с представителем охранного предприятия

 http://www.punkt-a.info/view_page/view/16098

[9] Статья о Частной охранной организации

http://ru.wikipedia.org/wiki/

[10]Круглый стол «Развитие рынка негосударственной охраны»

 http://www.vkonline.ru/article/162767.html

[11] Круглый стол «Развитие рынка негосударственной охраны»

http://www.vkonline.ru/162767/article/budushee-chopov.html

[12]Круглый стол «Развитие рынка негосударственной охраны»

 http://www.vkonline.ru/162767/article/budushee-chopov.html

[13] Круглый стол «Развитие рынка негосударственной охраны»

http://www.vkonline.ru/162767/article/budushee-chopov.html

 

Список литературы:

Нормативные документы:

1. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"

2. Постановление Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 27.12.2012) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности"

3. Федеральный закон № 94-ФЗ (ФЗ-94) от 21 июля 2005

Источник из интернета:

4. Статья: "Рынок ЧОП: проблема кадров обостряется"

http://www.jobmale.ru/rynok-chop-problema-kadrov-obostryaetsya.html

5. Встреча корреспондента с представителем охранного предприятия

http://www.punkt-a.info/view_page/view/16098

6. Ответ данные журналистам на вопросы по проблемам охранной деятельности

http://www.jobmale.ru/rynok-chop-problema-kadrov-obostryaetsya.html

7. Встреча корреспондента с представителем охранного предприятия

 http://www.punkt-a.info/view_page/view/16098

8. Встреча корреспондента с представителем охранного предприятия

 http://www.punkt-a.info/view_page/view/16098

9. Статья о Частной охранной организации

http://ru.wikipedia.org/wiki

10. Круглый стол «Развитие рынка негосударственной охраны»

 http://www.vkonline.ru/article/162767.html

11. Круглый стол «Развитие рынка негосударственной охраны»

http://www.vkonline.ru/162767/article/budushee-chopov.html

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»