+7 989 669 15 15



ЦЕННОСТНЫЕ ДЕФИНИЦИИ В ЯЗЫКЕ И ПРАВЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОНЯТИЙ «ЧЕСТЬ» И «ДОСТОИНСТВО»)




Ильясова Айгуль Маратовна

курсант 2-го года обучения Карагандинской академии МВД Республики Казахстан им. Б. Бейсенова, Казахстан, г. Караганда

Данная работа представляет юрислингвистический подход к дифференциации ценностных категорий «честь» и «достоинство». Приведены общие и отличительные признаки дефиниций. Характеризуется правовая составляющая указанных феноменов.

Ключевые слова: Ключевые слова: честь,достоинство,воинская честь,социальный статус.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В структуре языковой личности особое место принадлежит ценностям — наиболее фундаментальным характеристикам культуры, высшим ориентирам поведения. Именуя государство демократическим, важно подчеркнуть защиту чести и достоинства личности каждого гражданина республики, что является, помимо всего прочего, показателем уровня цивилизованности общества.

По мнению Архимандрита Платона, честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. При этом честь – понятие относительно стабильное, так как может не быть присущей личности в зависимости от поступка, действий и т.п.

Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще сотрудникам, как рядовому, так и вышестоящему по званию. В бытовой ситуации человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести. Так и в экстремальных ситуациях человек, который думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести.

«Достоинство – неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие воспринимают и оценивают его личность» [1,с.172]. Отметим, что право на достоинство является неотъемлемым атрибутом человека с момента его рождения, и может порой не осознаваться его носителем. Перманентный статус человеческой личности, то, что нельзя из нее изъять и называется человеческим достоинством. Достоинство как смыслообразующая нравственно-правовая ценность придает праву концептуальный характер, обеспечивает его единство и системность. В юриспруденции констатируется, что право человека на достойную жизнь является одной из гарантий государственной охраны достоинства личности [2,с.55].

В праве дифференциация понятий «честь» и «достоинство» происходит на следующем основании: достоинство принадлежит к неприкосновенной категории, абсолютной ценностью, и никто не имеет право посягать на ее умаление; честь – имеет привязку к социальному статусу личности, с родом его занятий и теми заслугами, которые он имеет в результате своей деятельности. В связи с широкой трактовкой, отсутствии конкретизации в случае, когда затронуты честь и достоинство индивида, суд наделяется широким правом полномочий в осуществлении наказания.

Являясь общечеловеческой ценностью, честь и достоинство актуализирует одно из основных прав человека, защита которого эксплицирована двумя составляющими: 1) защита чести и достоинства от посягательств со стороны государства реализует предотвращение вторжения государства в личное пространство человека; 2) защита чести и достоинства как вмешательство со стороны государства в соответствии с Конституцией в случае нарушения достоинства личности со стороны другого субъекта / -ов.

Считаем, что действующее законодательство должно применять разные виды ответственности за посягательство на честь и достоинство человека – дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная.

Лингвистическая дифференциация понятий «честь» и «достоинство» заключается в том, что честь объективирует общественную оценку личности на основании его социальных качеств. В этой связи, честь регулируется общественным мнением и переходит из внутреннего сознания индивида о собственном достоинстве во внешнее признание таковым со стороны окружающих, так как человек – существо социальное, а значит, нуждается в признании собственной состоятельности со стороны общества. Достоинство же репрезентировано внутренней оценкой, так называемой самооценкой, и зависит от общественного мнения только лишь тем, что может быть затронуто другим.

 

Список литературы:

  1. Паладьев, М.А. Содержание субъективного права на честь и достоинство / М.А. Паладьев // Вестник СамГу. – 2006. – № 5/2 (45). – С. 171-176.
  2. Дмитриев, Ю.А. Право человека на достойную жизнь как конституционно-правовая категория / Ю.А. Дмитриев // Конституционный строй России. – М.,1996. – Вып. З.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»