В разных культурах цветовые ассоциации имеют сильное отличие. Значению и символике белого цвета посвящены работы Н.В. Злыдневой. В частности, в статье «Белый цвет в русской культуре» она пишет: «Белый цвет доминирует в зимнем русском пейзаже, а зима и снег метонимически означают и саму Россию (особенно в клише чужого взгляда)» [4, с. 425].
В Китае и в некоторых странах Азии и Африки белый цвет является цветом траура. Автор работы о цветоконцепте красный “улан” в фольклоре калмыков Е.В. Голубева подчёркивает, что категория цвета для исследователей различных направлений интересна тем, что проходит через все уровни культуры народа в целом. Возникнув на заре человеческого становления, она развивается вместе с этносом, претерпевает изменения, дополнения и смену символических наполнений. «Однако же в практически нетронутом виде спектр основных цветов запечатлён в традиционной культуре народа, а именно, в его устном народном творчестве» [2, с. 24].
Для народа саха белый – это цвет божественной святости и чистоты помыслов, восходящий к фольклорному архетипу. Так, с этим цветом связано представление якутов о Верховном божестве, Создателе мира и человека – Юрюнг Аар тойоне (Белом (Пресветлом) Господине). Он «ассоциируется с Солнцем (в отличие от русской фольклорной традиции Солнце у якутов не красное, а белое)» [5, с. 210].
Образ белого цвета наиболее часто встречается в творчестве русскоязычного якутского поэта Алексея Михайлова. Национальная ментальность в его поэзии проявилась на микроуровне: в использовании традиционной народной символики, такой как снег, солнце, огонь, река, стерх, а также белого цвета. Этот цвет присутствует в названиях нескольких поэтических сборников поэта: «Стая белых журавлей», «Птица белого крыла», «Белое чудо», «Мой город на белом снегу». Н.С. Сивцева, анализируя сборник А. Михайлова «Снег» (1971), отмечает особую роль эпитета «белый» в якутском фольклоре, подчёркивая, что «эпитет «белый» - постоянен, он созвучен по содержанию русскому «красный», выражающему высшую степень красоты и чистоты» [8, с. 137].
Мотив снега определяет трогательное отношение А. Михайлова к белому цвету:
Белое чудо,
белый простор,
В белом земля,
с неба белые нити…
Не торопите меня,
не зовите,
Дайте же мне
пережить свой восторг [7, с. 51]
Использование белого цвета позволяет поэту точно передать столичный пейзаж:
Телевышкой облако проколото –
Белый круг и белая игла,
Будто бы вращается над городом
Белая огромная юла… [6, с. 47].
В отзывах ещё по первому сборнику поэта отмечалась схожесть цветовой палитры Алексея Михайлова с якутской графикой, в которой также главенствуют два цвета – белый и чёрный, которые по-особому оттеняют образ зимней Якутии [1, с. 130].
Эта же цветовая палитра передаёт размышления поэта о русском и якутском языках:
Как белый конь и чёрный конь в одной упряжке,
Несут два языка меня сквозь дни и ночи …[6, с. 33].
Поэт подчёркивает особую значимость для жителей северного края Солнца и белого Снега, их связь с национальным менталитетом народа саха:
Два вечных начала
якутской души –
Светило
и белое чудо…
Необходимо отметить, что эпитет «белый» передаёт национальное мировосприятие не только якутов, но и народов Севера. К примеру, белые олени почитались эвенами, как священные, священными являются для народа саха белые стерхи и белые лебеди. Белый шаман в восприятии якутского народа несёт добро. Именно таковым выступает в романе народного писателя Якутии В.С. Яковлева – Далана «Глухой Вилюй» шаман Люксюрээни. Олицетворяя собой мудрость, он является выразителем народных представлений о добре и зле. Хранитель старинных обычаев и обрядов, Люксюрээни знает, что вражда и кровопролитие не принесут людям счастья, поэтому он добровольно идёт к племени туматов как посланец мира и трагически погибает. Якутские красавицы тоже в белых нарядах. О дочери Тыгына В.С. Яковлев - Далан пишет: «Всегда в белых одеждах» [9, с. 215]. В Среднем мире идёт борьба между Белым духом и Чёрным злом. «Белый дух – это свет» [10, с. 159]. Не случайно, бабушка Чары, героини романа С. П. Данилова «Сказание о Джэнкире», так быстро проникается симпатией к знакомому внучки Максиму Белову. Старая Намылга уверена, что у юноши светлая и чистая душа, потому что «зовут-то его так приятно: Максим Белов. Белов цвет – цвет добра и счастья» [3, с. 311].
Таким образом, в якутской литературе нашло воплощение представление народа саха о белом цвете, как цвете, символизирующим чистоту и красоту.
Список литературы:
1. Вишняков, Д. Праздник первого снега (о творчестве А.К. Михайлова) /Д. Вишняков // Полярная звезда. – 1973. - № 1. – С. 129 – 130.
2. Голубева, Е. В. Цветоконцепт красный “улан” в фольклоре калмыков / Е. В. Голубева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2008. - № 1. – Ч. 2.. – С. 22 – 25.
3. Данилов, С. П. Сказание о Джэнкире / С. П. Данилов. – М.: Сов. писатель, 1991. – 544 с.
4. Злыднева, Н. В. Белый цвет в русской культуре ХХ века / Н. В. Злыднева // Признаковое пространство культуры. – М.: Индрик, 2002. – С. 424 – 431.
5. Литература Якутии на современном этапе, 1980 – 1990 гг.: Очерки. – Якутск: Якутский филиал издательства СО РАН, 2001. – 282 с.
6. Михайлов, А. К. Мой город на белом снегу / А. К. Михайлов. – Якутск: ЧП Л.И. Левина, 2002. – 62 с.
7. Михайлов, А. К. От утренней звезды и до звезды вечерней: Стихи о любви / А. К. Михайлов. – Якутск: Сахаполиграфиздат, 1993. – 64 с.
8. Сивцева, Н. С. Явление двуязычного художественного творчества в современной поэзии Якутии / Н. С. Сивцева // Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 135 – 142.
9. Яковлев, В. С. – Далан. Глухой Вилюй / В. С. Яковлев – Далан. – Якутск: Бичик, 1993. – 336 с.
10. Яковлев, В. С. – Далан. Тыгын Дархан. – Якутск: Бичик, 1994. – 432 с.