Деятельностный подход в обучении (из опыта работы учителя химии)




Ширшина Наталья Владимировна

учитель химии
ГКОУ «Созвездие», Россия, г. Волгоград




Ключевые слова: коллективная проектная деятельность, метапредметный подход.




Библиографическое описание: Ширшина Н.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ) [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.69-70


Известно, что в мире насчитывается большой процент людей, имеющих избыточный вес. Россия занимает четвёртое место в мире по количеству толстяков (после США, Германии и Франции). В чём причина избыточного веса? Как влияет сладкое на фигуру, на настроение? Эти отнюдь не праздные вопросы стали темой проекта, реализованного на уроке Естествознания в 11 классе (тема «Жизненно важные вещества.Проблемы питания»). Итак, мы назвали проект «Сладкая жизнь». Сформулировали проблемный вопрос: «Сладкое портит фигуру…или характер?». По типу проект можно отнести к информационно-исследовательским, метапредметным. Учебная цель: расширить знания учащихся об углеводах, их заменителях, о роли углеводов в обмене веществ в организме, о сбалансированном питании. Немаловажно при этом уделить внимание решению таких задач как формирование информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций старшеклассников.

Учащимся на первом уроке было предложено выбрать ролевую функцию для работы в группах: биологов, химиков, диетологов, психологов, социологов, филологов и Web-дизайнеров. После того, как были определены задачи каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей из журналов и газет. Второй урок был проведён за компьютерами. Благодаря одновременному выходу в Интернет с 18 компьютеров через прокси-сервер ученики имели возможность отобрать нужную информацию в сети Интернет для решения задач своих ролевых групп. В результате компиляции каждая творческая группа подготовила текстовый и иллюстративный материал, таблицы и диаграммы, уравнения химических реакций. Все материалы в электронном виде были собраны на один компьютер, и группа Web-дизайнеров сформировала общий сайт.

Первая страница – традиционно главная. Здесь разработчики дали общую информацию о своей работе, о структуре сайта и о сути проекта.

На второй странице разместили материалы, подготовленные группой химиков. Они дали рассказ об углеводах, заменителях сахара, привели химические формулы и уравнения реакций. На третьей странице группа биологов рассказала о вкусовом рецепторе, о том, какие зоны языка воспринимают сладкий вкус. Интересной им показалась информация и о профессии дегустатора. Диетологи (четвёртая страница) связали информацию о превращении углеводов в нашем организме с основами правильного питания. Таблицы о калорийности некоторых продуктов питания, рецепты низкокалорийных сладостей дополнили их интересный рассказ.

Ответ на вопрос, поставленный в название проекта – «Влияет ли сладкое на характер?» -попытались найти учащиеся из группы психологов. Почему во время депрессии люди часто употребляют шоколад и другие сладости? Что такое эндорфины? Ответы на эти вопросы и много другой интересной информации можно найти на пятой странице сайта.

Другие страницы украсили диаграммы результатов соцопроса от группы психологов; подборки пословиц, поговорок, фонограмм песен по «сладкой» теме от группы филологов… Все страницы сайта мы дополнили фотографиями, сделанными в процессе работы учащихся над проектом.

Таким образом, сайт стал информационным носителем и удобной формой презентации результатов данного учебного проекта.

Ценность применения данной формы деятельностного подхода в изучении учебной темы в том, что учитель имеет возможность организовать работу по формированию ключевых компетенций учащихся: предметных (усвоение темы), общеучебных (умение находить необходимый материал в учебных и справочных изданиях, компилировать основной блок из большого массива информации), информационно-технологических (использование Интернета и ПК), коммуникативных и других.

Роль учителя - создание благоприятного фона для субъект-субъектных отношений внутри групп и различными формами коммуникации между группами; создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся и для приобретения ими социального опыта.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»