Мастерство владения речью предполагает знание языковых норм языка, умение правильно распоряжаться словом в соответствии с требованиями точности, уместности, выразительности речи. В ходе проведения практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи», «Риторика» постоянно проводится словарная работа. Это ведет к расширению пассивного запаса слов каждого студента и к переводу слов из пассивного запаса в активный.
Мы провели опрос среди студентов I курса Уральского государственного лесотехнического университета на тему: «Словари – источник знаний». Исходя из результатов опроса, выяснилось, что студенты технических вузов к лингвистическим словарям практически не обращаются. При встрече с незнакомым словом 13 студентов предпочитают спросить о его значении у кого-либо, 31 - пытаются понять значение слова из контекста, 14 - просто не обращают внимания на слова, значения которых им непонятны и только 6 опрошенных обращаются к словарям.
Выполнение упражнений по нормам русского языка позволило выявить следующее: студенты не всегда правильно подбирают русские синонимы к иностранным словам (24 человека) и как следствие – используют эти слова не в том значении; наблюдается нарушение орфоэпических норм, использование в речи просторечных форм (15 человек); скудное представление о богатстве русского языка (25 человек) [1].
Студентам было также предложено задание - объяснить значение слов, в основном иностранного происхождения [2]. Из 64 человек (3 группы) 8 человек справились полностью, 21 человек – на 50 %, остальные смогли объяснить только 4-6 слов. Результаты позволили сделать вывод о бедном словарном запасе.
Студенты также выполняли задание: поставить ударение в словах, направленное на выявление орфоэпической культуры студентов [1; 2]. Результаты получили следующие: от 1-4 ошибок допустило 8 человек, свыше 10 ошибок – 26 человек, свыше 15 ошибок – 30 человек.
Таблица 1
Объяснение значений слов.
Количество ошибок | Количество студентов, допустивших ошибки | |||||
1 группа (21 чел.) | 2 группа (20 чел.) | 3 группа (23 чел.) | ||||
начало семестра | конец семестра | начало семестра | конец семестра | начало семестра | конец семестра | |
1. 0-52. 6-103. 11-154. 16-20 | 03513 | 8850 | 0587 | 4880 | 1598 | 7862 |
Таблица 2
Объяснение значений слов
Справились с заданием | Количество студентов, допустивших ошибки | |||||
1 группа (21 чел.) | 2 группа (20 чел.) | 3 группа (23 чел.) | ||||
Начало семестра | конецсеместра | Начало семестра | конецсеместра | началосеместра | конецсеместра | |
ПолностьюНа 80 %На 50 %На 30 %На 10 и меньше | 02694 | 25752 | 03773 | 15860 | 26447 | 38651 |
На основе данных таблиц можно сделать следующие выводы:
Список литературы:
1. Лисоченко О. В,, Поповская Л. В. Русский язык и культура речи: основы культуры речевой деятельности. Практикум. Изд-во «Феникс», 2009, с.472
2. Максимов В.А. Русский язык и культура речи: Практикум. М.: Гардарики, 2004