ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА




Примак Лариса Валерьевна,

ст. преподаватель, Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, г. Екатеринбург

В статье автор приводит систему работы с целью выявить уровень речевой культуры студентов технического вуза.

Ключевые слова: Ключевые слова: нормы русского языка,словарный запас,речевая культура.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Мастерство владения речью предполагает знание языковых норм языка, умение правильно распоряжаться словом в соответствии с требованиями точности, уместности, выразительности речи. В ходе проведения практических занятий по дисциплине «Русский язык и культура речи», «Риторика» постоянно проводится словарная работа. Это ведет к расширению пассивного запаса слов каждого студента и к переводу слов из пассивного запаса в активный.

Мы провели опрос среди студентов I курса Уральского государственного лесотехнического университета на тему: «Словари – источник знаний». Исходя из результатов опроса, выяснилось, что студенты технических вузов к лингвистическим словарям практически не обращаются. При встрече с незнакомым словом 13 студентов предпочитают спросить о его значении у кого-либо, 31 - пытаются понять значение слова из контекста, 14 - просто не обращают внимания на слова, значения которых им непонятны и только 6 опрошенных обращаются к словарям.

Выполнение упражнений по нормам русского языка позволило выявить следующее: студенты не всегда правильно подбирают русские синонимы к иностранным словам (24 человека) и как следствие – используют эти слова не в том значении; наблюдается нарушение орфоэпических норм, использование в речи просторечных форм (15 человек); скудное представление о богатстве русского языка (25 человек) [1].

Студентам было также предложено задание - объяснить значение слов, в основном иностранного происхождения [2]. Из 64 человек (3 группы) 8 человек справились полностью, 21 человек – на 50 %, остальные смогли объяснить только 4-6 слов. Результаты позволили сделать вывод о бедном словарном запасе.

Студенты также выполняли задание: поставить ударение в словах, направленное на выявление орфоэпической культуры студентов [1; 2]. Результаты получили следующие: от 1-4 ошибок допустило 8 человек, свыше 10 ошибок – 26 человек, свыше 15 ошибок – 30 человек.

Таблица 1

Объяснение значений слов.

 Количество ошибок Количество студентов, допустивших ошибки
1 группа (21 чел.) 2 группа (20 чел.) 3 группа (23 чел.)
начало семестра конец семестра начало семестра конец семестра начало семестра конец семестра
1. 0-52. 6-103. 11-154. 16-20 03513 8850 0587 4880 1598 7862

 

Таблица 2

Объяснение значений слов

Справились с заданием Количество студентов, допустивших ошибки
1 группа (21 чел.) 2 группа (20 чел.) 3 группа (23 чел.)
Начало семестра конецсеместра Начало семестра конецсеместра началосеместра конецсеместра
ПолностьюНа 80 %На 50 %На 30 %На 10 и меньше 02694 25752 03773 15860 26447 38651

 

На основе данных таблиц можно сделать следующие выводы:

  1. Активный словарный запас студентов довольно беден.
  2. Студенты мало читают и практически не посещают театры.
  3. Уровень речевой культуры (в частности орфоэпической) – ниже среднего.

 

Список литературы:

1.  Лисоченко О. В,, Поповская Л. В. Русский язык и культура речи: основы культуры речевой деятельности. Практикум. Изд-во «Феникс», 2009, с.472

2.  Максимов В.А. Русский язык и культура речи: Практикум. М.: Гардарики, 2004

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»