Повышение уровня речевой культуры – одна из проблем современной риторики и общества в целом. Ни для кого не секрет, что уровень речевой культуры в нашем обществе (в первую очередь, среди молодежи) довольно низок. Наш язык как часть национального достояния нуждается сегодня в защите от таких явлений, как бюрократизация языка, все более широкое распространение жаргонизмов и вульгаризмов, наплыв заимствований.
С 6-ю группами I курса Уральского государственного лесотехнического университета была проведена анкета, результаты которой показали, что из 180 опрошенных студентов большинство относятся к вопросам культуры речи с интересом:
- 78% опрошенных оценивают умение говорить окружающих как «нормальное», отмечая при этом коммуникативные барьеры, затрудняющие понимание – языковая безграмотность и повсеместное использование ненормативной лексики;
- 36% обращают внимание на ошибки в речи знакомых, радио- и тележурналистов, преподавателей, политиков;
- 20% прислушиваются к собственной речи и речи окружающих.
Анкетирование проводилось анонимно, что дало возможность выяснить истинное отношение к занятиям по культуре речи и риторики:
- 5% опрошенных заявили, что равнодушны к данной проблеме, поэтому просто отбывают на занятиях, чтоб не иметь проблем с зачетом;
- 10% признались, что им на них неинтересно;
- 65% высказали свою заинтересованность в этих занятиях;
- 20% затруднялись ответить.
В ходе игры формируется самостоятельность позиции студента, развивается и совершенствуется способность к творческой деятельности. выпускник вуза, приступая к работе, еще не имеет опыта работы в коллективе, еще не представляет себе четко и реально, что такое формальное и неформальное отношения. Процесс адаптации к коллективу пройдет намного легче, если он еще студентом уже примерял к себе должностные роли директора, кандидата на должность руководителя нового объекта и т.д.
В игровой деятельности студенты преследуют следующие цели:
Контрольно-обучающий эксперимент проводился в нескольких направлениях:
1) формирование навыков сознательной организации риторической деятельности;
2) повышение уровня риторической культуры студентов и их общекультурного уровня в целом;
3) формирование навыков публичного выступления на основе знаний риторических законов [1].
Речь по заданному плану.
баллы в экспериментальной группе, 28 человек
Убедительность речи (логико-композиционное единство, последовательность изложения, аргументированность) | Манера выступления (техника речи, уверенность, использование жестов) | Культура речи(орфоэпическая, грамматическая, правильность, стилевое единство) | Чувство аудитории | ||||
В начале семестра | В конце семестра | В начале семестра | В конце семестра | В начале семестра | В конце семестра | В начале семестра | В конце семестра |
13 | 19 | 7 | 13 | 16 | 21 | 8 | 24 |
Данные эксперимента, контрольных мероприятий, проводимых среди студентов первого курса лесотехнического университета, показали целесообразность и необходимость формирования и совершенствования риторической культуры, знание и применение на практике риторических умений и навыков.
В ходе эксперимента было доказано, что совершенствование риторической культуры студентов технического вуза способствует:
– организованной, сплоченной работе в коллективе;
– повышению как культуры речи, так и общей культуры студентов;
– формированию навыков публичного выступления.
Список литературы:
1. Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах – Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2007. - 460 с.
2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 272 с.
3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 303 с.