ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ РИТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА




Примак Лариса Валерьевна,

ст. преподаватель, Уральский государственный лесотехнический университет, Россия, г. Екатеринбург

В статье автор приводит дидактическую игру с целью выявить уровень речевой культуры студентов технического вуза.

Ключевые слова: Ключевые слова: анкетирование,дидактическая игра,речевая культура,контрольно-обучающий эксперимент.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Повышение уровня речевой культуры – одна из проблем современной риторики и общества в целом. Ни для кого не секрет, что уровень речевой культуры в нашем обществе (в первую очередь, среди молодежи) довольно низок. Наш язык как часть национального достояния нуждается сегодня в защите от таких явлений, как бюрократизация языка, все более широкое распространение жаргонизмов и вульгаризмов, наплыв заимствований.

С 6-ю группами I курса Уральского государственного лесотехнического университета была проведена анкета, результаты которой показали, что из 180 опрошенных студентов большинство относятся к вопросам культуры речи с интересом:

- 78% опрошенных оценивают умение говорить окружающих как «нормальное», отмечая при этом коммуникативные барьеры, затрудняющие понимание – языковая безграмотность и повсеместное использование ненормативной лексики;

- 36% обращают внимание на ошибки в речи знакомых, радио- и тележурналистов, преподавателей, политиков;

- 20% прислушиваются к собственной речи и речи окружающих.

Анкетирование проводилось анонимно, что дало возможность выяснить истинное отношение к занятиям по культуре речи и риторики:

- 5% опрошенных заявили, что равнодушны к данной проблеме, поэтому просто отбывают на занятиях, чтоб не иметь проблем с зачетом;

- 10% признались, что им на них неинтересно;

- 65% высказали свою заинтересованность в этих занятиях;

- 20% затруднялись ответить.

Дидактические игры вызывают у студентов живой интерес к предмету, позволяют развивать индивидуальные способности каждого учащегося, воспитывают познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны студентов, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому учащемуся [3]

В ходе игры формируется самостоятельность позиции студента, развивается и совершенствуется способность к творческой деятельности. выпускник вуза, приступая к работе, еще не имеет опыта работы в коллективе, еще не представляет себе четко и реально, что такое формальное и неформальное отношения. Процесс адаптации к коллективу пройдет намного легче, если он еще студентом уже примерял к себе должностные роли директора, кандидата на должность руководителя нового объекта и т.д.

В игровой деятельности студенты преследуют следующие цели:

  • Получить знания и навыки для будущей профессиональной работы;
  • Оценить себя в исполняемой роли;
  • Победить в соревновании [2].

Контрольно-обучающий эксперимент проводился в нескольких направлениях:

1) формирование навыков сознательной организации риторической деятельности;

2) повышение уровня риторической культуры студентов и их общекультурного уровня в целом;

3) формирование навыков публичного выступления на основе знаний риторических законов [1].

 

Речь по заданному плану.

баллы в экспериментальной группе, 28 человек

Убедительность речи (логико-композиционное единство, последовательность изложения, аргументированность) Манера выступления (техника речи, уверенность, использование жестов) Культура речи(орфоэпическая, грамматическая, правильность, стилевое единство) Чувство аудитории
В начале семестра В конце семестра В начале семестра В конце семестра В начале семестра В конце семестра В начале семестра В конце семестра
13 19 7 13 16 21 8 24

 

Данные эксперимента, контрольных мероприятий, проводимых среди студентов первого курса лесотехнического университета, показали целесообразность и необходимость формирования и совершенствования риторической культуры, знание и применение на практике риторических умений и навыков.

В ходе эксперимента было доказано, что совершенствование риторической культуры студентов технического вуза способствует:

–      организованной, сплоченной работе в коллективе;

–      повышению как культуры речи, так и общей культуры студентов;

–      формированию навыков публичного выступления.

 

Список литературы:

1.   Вагапова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах – Ростов н/Д: Феникс, Москва: Цитадель-трейд, 2007. - 460 с.

2.   Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. – М.: Издат. центр «Академия», 2004. – 272 с.

3.   Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- 303 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»