Динамика Владикавказ в 90-х годах ХХ века Динамика Владикавказ в 90-х годах ХХ века




Романова Наталья Григорьевна *, Романова Наталья Григорьевна **

* Омский государственный технический университет, преподаватель, г. Омск.
** Омский государственный технический университет, преподаватель, г. Омск.


В статье рассматривается социально-экономическое развитие города Владикавказ; рассмотрены и проанализированы показатели эффективности деятельности АМС в социальной сфере города. В статье рассматривается социально-экономическое развитие города Владикавказ; рассмотрены и проанализированы показатели эффективности деятельности АМС в социальной сфере города. В статье рассматривается социально-экономическое развитие города Владикавказ; рассмотрены и проанализированы показатели эффективности деятельности АМС в социальной сфере города.

Ключевые слова: динамика,кино,труд




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Владикавказ в 90-х годах ХХ века испытывал сильное воздействие от рыночных трансформаций. Спад деловой активности затронул почти все сферы материального производства. Усугубилась стратификация общества на фоне снижение качества жизни населения города. Образовался замкнутый круг: заработная плата большинства горожан была слишком низкой, чтобы их потребительские расходы послужили стимулом для развития торговли и производства, а пока производство и торговля неразвиты, люди продолжают зарабатывать мало, и все повторяется из года в год.

В настоящее время город Владикавказ – как социально-экономическая система – развивается по объективным законам, является промышленным, культурным, политическим и научным центром. В соответствии с этим он выполняет определенные экономические и социальные функции.

Управление социально-экономическим развитием города осуществляет администрация местного самоуправления г. Владикавказ. [4] Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) г. Владикавказ отражают эффективность ее деятельности, успехи или неудачи в реализации определенных программ. [3,5]

Главная задача органов местного самоуправления – добиваться улучшения качества жизни населения.

Хотя достигнутые успехи в экономике г. Владикавказ позволили добиться некоторого улучшения качества жизни его населения, но говорить о социальной стабильности в городе пока еще рано.

В городе Владикавказ присутствует достаточно развитый сектор оказания социальных услуг. Однако это не означает, что общественный сектор эффективен. Существуют предпосылки для дальнейшего ослабления социальной сферы и снижения качества социальных услуг. В частности она заключаются в низкой заработной плате работников бюджетных учреждений.

Как следствие мы имеем серьезные противоречия. Финансовая база для дальнейшей поддержки на должном уровне социальной сферы недостаточна, а качество бюджетных услуг не соответствует постоянно повышающимся требованиям населения.

Показатели эффективности деятельности АМС в сфере здравоохранения и здоровья населения представлены в таблице 1. [1,2]

Таблица 1. Здравоохранение и здоровье населения

Наименование показателя Отчетная информация
2010 2011 2012
Число амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование в соответствии с табелем оснащения, единиц 7 8 9
Общее число амбулаторных учреждений городского округа (муниципального района), единиц 12 12 12
Число муниципальных медицинских учреждений городского округа (муниципального района), единиц 21 19 17
Количество родившихся, человек 3881 3962 4145
Количество умерших, человек 3194 3213 3093
Число работающих (физических лиц) в муниципальных учреждениях здравоохранения в расчете на 10000 человек населения, человек 122,0 122,5 122,5
Число муниципальных учреждений здравоохранения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, единиц 10 8 6
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на здравоохранение, тысяч рублей 155873,7 219034,7 273378,0

 

Анализируя представленные показатели, можно сделать вывод, что в городе Владикавказ достаточно развита сеть учреждений здравоохранения. С каждым годом увеличиваются расходы бюджета муниципального образования на здравоохранение, в связи с чем сокращается число аварийных учреждений здравоохранения, последовательно решается проблема обеспечения учреждений этой отрасли современным медицинским оборудованием. Кроме капитального ремонта больниц и поликлиник, их обеспечения современным оборудованием в здравоохранении муниципального образования есть и другие проблемы, такие как низкие зарплаты, нехватка квалифицированных специалистов, утечка кадров, дефицит средств на обучение и переобучение специалистов.

Одной из важнейших задач органов местного самоуправления является планирование, организация, регулирование и контроль деятельности муниципальных образовательных учреждений в целях реализации государственной политики в области образования, государственных образовательных стандартов и региональных компонентов образовательных стандартов в пределах своей компетенции

Показатели эффективности деятельности АМС в сфере общего и дошкольного образования представлены в таблице 2. [1,2]

 Таблица 2. Показатели эффективности деятельности АМС в сфере общего и дошкольного образования

Наименование показателя Отчетная информация
2010 2011 2012
Доля учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, процентов 8,5 10,8 12,3
Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, единиц 47 44 41
Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, единиц 0 0 0
Численность лиц, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях (среднегодовая), человек 32195 32504 32861
Численность учителей муниципальных общеобразовательных учреждений (среднегодовая), человек 2396 2277 2203
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на общее образование, тысяч рублей 691465 763747 761645
Количество муниципальных общеобразовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование, единиц 47 44 41
Численность детей в возрасте 5 - 18 лет в городском округе (муниципальном районе), человек 51753 64217 64859
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет в муниципальном образовании, человек 14044 14418 14742
Численность детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, человек 6890 7050 7997
Количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений, единиц 63 63 64
Количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, единиц 22 36 30
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование, тысяч рублей 327648,0 276892,0 299043,3
 

Из таблицы видно, что на протяжении трех лет сокращается количество школ на территории АМС г Владикавказ. Это связано с происходящими существенными изменениями в инфраструктуре непрерывного общего образования в соответствии с национальным проектом «Образование» и программой модернизации муниципальной системы образования.

Доля учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет в общей численности учителей муниципальных общеобразовательных учреждений, возросла с 8,5% в 2010 году до 12,3% в 2012, что свидетельствует о повышении привлекательности профессии учителя среди молодых специалистов.

В 2011 году был принят комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Северная Осетия – Алания на 2011 год, который позволил обеспечить рост бюджета общего образования как результат интеграции федеральных, республиканских и муниципальных средств и концентрации ресурсов.

Численность детей от 3 до 7 лет увеличивается, хоть и незначительно. И лишь в 2011 году было открыто еще одно дошкольное образовательное учреждение. Кроме того, около половины детских садов находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на дошкольное образование в течение трех лет находился примерно на одном уровне.

Проблема недостаточного финансирования сферы ЖКХ по-прежнему стоит достаточно остро. Это приводит к невозможности выполнения всего спектра работ в полном объеме. Показатели эффективности деятельности АМС в сфере ЖКХ представлены в таблице 3. [1,2]

Таблица 3. Показатели эффективности деятельности АМС в сфере ЖКХ

Наименование показателя Отчетная информация
2010 2011 2012
Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района), процентов 50,00 80,00 80,00
Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и (или) оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов, в общем числе организаций, осуществляющих данные виды деятельности на территории городского округа (муниципального района), кроме товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, процентов 80,00 82,60 82,60
Доля энергетических ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в общем объеме энергетических ресурсов, потребляемых на территории городского округа, муниципального района:      
электрическая энергия, процентов 62,4 64,0 89,6
тепловая энергия, процентов 6,9 8,1 46,0
горячая вода, процентов 1,0 3,3 43,0
холодная вода, процентов 37,8 38,0 72,0
природный газ, процентов 16,3 16,6 59,0
Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, процентов 72,2 74,3 76,0
Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства, процентов 92,9 41,7 0,0
Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, процентов 1,7 1,7 1,6
Общий объем расходов бюджета муниципального образования на жилищно-коммунальное хозяйство – всего, тысяч рублей 1006 227 1424 542 929 373

 

Многие проблемы бюджетного финансирования ЖКК изначально кроются в самой системе расходов на оказываемые жилищно-коммунальные услуги, как на федеральном и областном, так и на муниципальном уровнях. Несовершенство планирования расходов на содержание ЖКК приводит к росту бюджетной задолженности и ухудшению качества предоставляемых населению услуг. Наблюдается положительная тенденция в уровне собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Он возрос с 72,2% в 2010 году до 76% в 2012. Все больше жителей города отдают предпочтение приборам учета энергетических ресурсов.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий на территории муниципального образования г. Владикавказ Комитетом ЖКХЭ в 2011 году утверждены и реализуются 11 программ.

Доходы населения города являются важным фактором его социально-экономического развития. В таблице 4 представлены различные показатели доходов населения. [1,2]

Среднегодовая численность постоянного населения г. Владикавказ остается примерно на одном уровне, в 2012 году наблюдается небольшой прирост населения. Значительно сократилась численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости: с 3880 человек в 2010 году до 2011 в 2012. Однако данный показатель не может свидетельствовать о снижении безработицы в целом.

Денежные доходы на душу населения за 2011 год по сравнению с 2011 увеличились на 7,9% и составили 15 102,9 руб. В течение трех лет наблюдается рост среднемесячной заработной платы работников на крупных и средних предприятиях. Среднемесячная заработная плата за 2011 год увеличилась по сравнению с предыдущим на 3% и составила 13 729,4, а за 2012 год – на 7,8%, составив 14807,6. Очень высокой была просроченная задолженность по заработной плате в 2010 году, но до 2012 года была полностью ликвидирована. С 2010 по 2012 годы более чем на 20% был увеличен прожиточный минимум.

 Таблица 4. Доходы населения

Наименование показателя Отчетный период
2010 2011 2012
Среднегодовая численность постоянного населения, тысяч человек 329 942 329 828 330 034
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, человек 3880 3719 2510
Денежные доходы в расчете на душу населения муниципального образования, рублей 10728,5 13993,9 15102,9
Среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях и некоммерческих организациях, рублей 13316,3 13729,4 14807,6
Просроченная задолженность по заработной плате, тысяч рублей 967 7,5 0
Величина прожиточного минимума, рублей 3939 4512 4942

 

В целом в соответствии с показателями эффективности деятельности органов местного самоуправления г. Владикавказ наблюдается положительная тенденция социально-экономического развития города. Однако, представленные показатели не отражаю полностью все проблемы муниципального образования, многие из которых на сегодняшний день стоят достаточно остро и тормозят его социально-экономической развитие.

Список литературы:

  1. Сайт АМС г. Владикавказ: Итоги социально-экономического развития г. Владикавказ за 2011 год. [Электронный ресурс]: http://www.vladikavkaz-osetia.ru/ams/ekonom.php, свободный.
  2. Сайт АМС г. Владикавказ: Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района). [Электронный ресурс]: http://www.vladikavkaz-osetia.ru/ams/ekonom.php, свободный.
  3. Бельгинская О. Система критериев, показателей социально-экономического развития муниципального образования// Муниципальная власть. - 2007. -№ 6. - С. 35-42.
  4. Устав муниципального образования Город Владикавказ (Дзауджикау) (в редакции: от 27.12.2006 г. №43/3, от 22.11.2007 г. №55/2, от 27.10.2009г. №8/66).
  5. Сайт АМС г. Владикавказ [Электронный ресурс] http://www.vladikavkaz-osetia.ru/ams/programm.php, свободный.
 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»