Домашнее задание по учебному предмету как неотъемлемый компонент реализации ФГОС




Мартынов Алексей Николаевич

преподаватель географии
ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище», Россия, г. Оренбург


Аннотация: В статье рассматривается домашнее задание как неотъемлемый ком-понент самостоятельной работы обучающегося в освоения содержания учебного пред-мета. Обосновано, что в требованиях ФГОС второго поколения учебные задания обеспе-чивают успешное формирование универсальных учебных действий и способствуют мо-тивации учения обучающегося. Представлены варианты разноуровневых учебных заданий домашней работы. Выявлены существующие проблемы у субъектов образовательного процесса в методике организации и выполнении домашнего задания.

Ключевые слова: домашнее задание, обучающийся, педагог, родители, самостоятельная работа, разноуровневые учебные задания, универсальные учебные действия.




Библиографическое описание: Мартынов А.Н. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ КОМПОНЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 24 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.54-59


Домашняя работа – неотъемлемый компонент образования, словосочетание, которое часто вызывает негативные эмоции участников образовательного процесса. Это объясняется тем, что от обучающихся требуется своевременное и качественное выполнение домашней работы, на которую необходимо затратить время за пределами школы и ограничить включенность в более увлекательную деятельность, чем учить уроки. На родителей возлагается систематический контролировать за качеством выполнения домашнего задания. Учитель испытывает негатив, когда начинает проверять домашнее задание и становится понятным, что его ученики в очередной раз не выполнили его или выполнили не в полном объеме, или воспользовались сборником готовых домашних заданий, которые изобилуют на полках книжных магазинов, в отделах учебной литературы.

Домашнее задание становится источником конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. Родители и дети утверждают, что объем работы слишком велик, что выполнять задания неинтересно, и вообще, настало время отказаться от домашней работы. Педагоги и психологи утверждают, что без выполнения домашнего задания невозможно получить твердые, прочные знания, сформировать умения и навыки, необходимые в дальнейшей образовательной траектории обучающегося.

Каким же должно быть домашнее задание, чтобы подобных проблем не возникало или они свелись к минимуму. Понятно, что всегда найдутся недовольные, но хотелось бы, чтобы их стало меньше.

Нужно ли домашнее задание? Что же говорят оппоненты? «Если ребенок не сделал задание в школе, то я не вижу причины, по которой он сумеет его сделать дома», – публично заявил председатель французской ассоциации родителей  Жан-ЖакАзан. Ивцеломдомашнимизаданиямиучителяпередаютчастьсвоейработынабесплатныйаутсорсингродителям [2].

В домашнем задании родители видят недоработку педагога – не успел объяснить в классе на уроке, задал материал на самостоятельное изучение.

Российские родители поддерживают своих европейских коллег, говоря о том, что нужно менять формат домашнего задания, что не остается времени на общение с детьми, что они перегружены учебой, что хороший педагог так объяснит материал и его не нужно учить дома.

А что же говорят обучающиеся? «Приходишь из школы уставший, но ты не свободен. Ты должен сделать кучу бессмысленных примеров по алгебре и написать тупое сочинение по литературе», – вспоминает тяжелые школьные годы юзер  andvari_loki [2].

В данном высказывании хотелось бы обратить внимание на «бессмысленные примеры» по алгебре и «тупое сочинение» по литературе. Очевидно, что они перестанут быть тупыми и бессмысленными, если сделать их интересными и содержательными.

Используем мнение коллег из Казахстана, которые утверждают, что домашнее задание является прямым продолжением работы ученика на уроке. Если урок проходит в яркой, творческой обстановке, побуждает мыслительную деятельность учащегося, то и домашнее задание будет способствовать его дальнейшему развитию. От творчества педагога зависит и качество урока, и домашнего задания [1].

Главный аргумент в защиту домашних заданий – это то, что без самостоятельного повторения школьник не усвоит пройденный материал. «Ребенок, особенно в начальной школе, забывает 70% того, что он узнал на уроке, – объясняет методист Ольга Узорова. Поэтому без домашних заданий каждое занятие придется начинать практически с чистого листа. Допустим, на тему у учителя выделено 15 часов. А без домашних заданий на эту же тему придется потратить 30-40 часов. И потом отмена домашнего задания еще не означает, что те родители, которые раньше проводили вечера с пивом у телевизора, начнут активнее общаться со своими детьми» [2].

Введение единого государственного экзамена привело к разделению предметов на те, которые необходимо сдавать обязательно (русский язык, математика) и предметы по выбору. Среди последних есть такие, которые пользуются большим спросом, потому что их необходимо сдавать для поступления в большее количество ВУЗов или для получения престижной профессии (обществознание, физика) и такие, которые не пользуются спросом (география, биология). Мнение родителей и обучающихся таково, что для будущего успешного поступления нет необходимости изучать в полном объеме такие предметы, которые с их точки зрения не нужны, а значит, не надо и выполнять домашнее задание. Такая или схожая точка зрения высказывается и некоторыми представителями педагогической общественности, руководителями образовательных учреждений. Но сформировать полноценный «портрет выпускника основной школы» [3], за счет принижения роли отдельных учебных предметов вряд ли возможно.

«Повторение – мать учения» – известное латинское выражение, имеет к домашнему заданию прямое отношение. В ходе выполнения учебных заданий дома обучающийся еще раз пропускает через себя материал занятия, рассматривает его со своей позиции, а не педагога, который вел урок, обобщает полученные знания, закрепляет способы работы с материалом, понимает, насколько он усвоил материал урока, темы, раздела.

Внедряя федеральные государственные образовательные стандарты [4; 5], школа в качестве результата своей деятельности ориентируется не на знания, а на развитие универсальных учебных действий, которые определяются, как умение учиться, способность личности к постоянному самосовершенствованию, через усвоение нового социального опыта. Ведущая роль в формировании УУД принадлежит подбору содержания, разработке набора эффективных, ярких и интересных обучающимся учебных заданий. Это приводит к изменению деятельности педагогов, характера и содержания учебных заданий, смене ценностных ориентиров в образовании, предъявляет новые требования к самостоятельной работе обучающихся, в том числе и к домашнему заданию. Каковы же основные различия между традиционным домашним заданием и домашним заданием при работе в системе ФГОС? (табл. 1).

 

Таблица 1. Различия между традиционным домашним заданием и

домашним заданием в требованиях ФГОС

Критерии Традиционное домашнее задание Домашнее задание ФГОС
Цель Выучить блок информации Формирование универсальных учебных действий
Содержание Материал предмета, урока как дидактической единицы изучения материала Имеет не только предметный, но и метапредметный характер
Объем Определяется объемом параграфа учебника Носит дифференцированный характер, в зависимости от способностей обучающегося, объема материала и других факторов
Время выполнения Регламентируется САНПИН [4] Регламентируется САНПИН [4]. Может быть меньшим за счет характера и объема задания
Уровень усвоения информации Репродуктивный Дифференциация в зависимости от способностей обучающегося, его выбора предлагаемых заданий (от репродуктивного до творческого)
Место в учебном процессе Является продолжением конкретного урока Может выполнять функции опережающего обучения, самостоятельного познания новой информации
Возможность выбора задания Как правило, отсутствует Существует выбор заданий
Периодичность выполнения После каждого урока Возможно отсутствие домашнего задания с учетом особенностей изучения конкретной темы, раздела

 

Таким образом, домашнее задание в требованиях ФГОС является неотъемлемым фактором формирования универсальных учебных действий, носит дифференцированный характер, предлагает разнообразные и интересные учебные задания, способствует мотивации учения обучающегося.

Как же может выглядеть набор учебных заданий при выполнении домашней работы?

Репродуктивный уровень:

•    выучить основные, узловые точки материала;

•    найти в тексте параграфа предложения, подтверждающие главные мысли темы;

•    нанести объекты на контурную карту;

•    заполнить таблицу, начатую на уроке;

•    выписать даты значимых исторических, географических событий и имена исторических, географических деятелей и т.д.

Продуктивный уровень:

•    составить конспект параграфа;

•    составить конспект статьи по теме, самостоятельно найденной в библиотеке, сети интернет;

•    заполнить таблицу и сделать выводы по материалу;

•    выполнить характеристику объекта, явления по плану, предложенному педагогом, используя предложенные источники информации;

•    построить и проанализировать графические изображения процессов и явлений, на основе имеющихся данных и т.д.

Творческий уровень:

•    подготовить план и провести опыт, эксперимент, получив при этом новые знания;

•    составить схемы, таблицы, графические изображения путем самостоятельного отбора необходимых данных из различных источников;

•    установить причинно-следственные связи между объектами и явлениями, используя информацию из различных научных и учебных дисциплин;

•    провести анализ собственной деятельности при выполнении домашнего задания и т.д.

При изучении темы «Как люди открывали Землю» в курсе «Физической географии материков и океанов» в 7 классе домашнее задание может содержать следующие элементы:

репродуктивный уровень – заполнить таблицу «Великие географические открытия»

 

Дата  Путешественник  Открытие 

 

продуктивный уровень – выбрать и записать наиболее значимые с точки зрения обучающегося географические открытия, объяснить свой выбор;

творческий уровень – написать сочинение «Современный путешественник – кто он?».

Домашнее задание по биологии в 6 классе может выглядеть следующим образом: тема «Питание растений»:

репродуктивный уровень – выучить схему «Почвенный тип питания растений», составленную в классе во время урока;

продуктивный уровень – ответить на вопросы развивающего или проблемного характера, предложенные учителем;

творческий уровень – написать рассказ от имени воды и минеральных солей «Мой путь в растении».

Но недостаточно предложить интересные, разнообразные, дифференцированные задания. Необходимо сформировать универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные, на таком уровне, чтобы обучающийся мог применить их самостоятельно. Работа над этим должна начинаться во время урока и продолжаться во внеурочной деятельности. Творческий, проблемный, личностно-ориентированный характер занятия поможет решить данную проблему. На уроке нужно формировать навыки самостоятельной работы, показывать приемы эффективной работы, учить контролировать время выполнения заданий, выстраивать логику своей деятельности, работать по плану.

Во время занятия необходимо закладывать время не только на проверку домашнего задания, но и на объяснение задаваемого домашнего задания. Нужно, чтобы обучающийся осознал на уроке, что от него потребуется при выполнении домашней работы, посоветовался с педагогом, уточнил моменты, которые вызывают у него недоумение. Поэтому время в одну-две минуты в конце урока, нельзя считать достаточным для данной деятельности. Не до конца понятое или вообще непонятное домашнее задание приведет к его некачественному выполнению, результат которого принесет огорчение как обучающемуся и его родителям, так и педагогу.

Для успешного выполнения домашнего задания разработаны различные памятки, рекомендации, алгоритмы, которые формируют обобщенные приемы работы. Например, для выполнения задания на контурной карте предлагаются следующие этапы работы:

1.  Подготовь необходимые пособия и принадлежности – атлас, цветные карандаши, ластик, линейку.

2.  Внимательно прочитай задание. Найди в атласе карту, которая понадобится для выполнения задания.

3.  По легенде карты определи набор географических объектов, которые необходимо нанести на карту, их условные обозначения.

4.  При нанесении объектов на карте пользуйся ориентирами – линиями градусной сетки, особенностями береговой линии, крупными формами рельефа, водными объектами. Для более точного нанесения объектов определяй их географические координаты.

5.  Для показа объектов используй условные знаки, которые даны в атласе и цвета, которые им присвоены в легенде карты.

6.  Для подписей объектов используй линии градусной сетки.

7.  Выполняй задание аккуратно, чисто.

Вооружая обучающихся такими алгоритмами работы, педагог делает выполнение домашнего задания успешным для каждого ученика, вне зависимости от его способностей и возможностей, времени, которым он располагает.

Хотелось бы остановиться и еще на одной важной составляющей любого домашнего задания – психологическая готовность обучающегося к его выполнению, к самостоятельной работе. Не все даже хорошо успевающие ученики психологически готовы работать дома, поскольку они хорошо поработали на уроке, получили хорошие оценки, им трудно настроиться на напряженную работу дома. Слабые дети в очередной раз не поняли материала урока, получили массу негативных эмоций, их позиция выражается словами – все равно ничего не пойму, все равно получу два, а зачем мне это надо – вариантов много, но все они отражают неспособность ребенка в одиночку справиться с учебными проблемами.

В решении данных проблем обучающимся должны помогать психологи, и, конечно же, родители. Их роль состоит не в проверке домашнего задания, они не учителя-предметники и не смогут оценить качество выполненной работы, а в создании благоприятного психологического климата, в развитии регулятивных и личностных универсальных учебных действий, которые слабому дадут возможности и силы преодолеть свои трудности, а сильному помогут увидеть новые возможности на пути самообразования, самовоспитания, саморазвития.

Проблема домашнего задания носит комплексный характер и для ее решения необходимы усилия всех участников образовательного процесса. Хотелось бы, чтобы при подготовке будущих специалистов в педагогических ВУЗах этому компоненту образовательного процесса уделялось бы больше внимания, чем в настоящее время. Но тот факт, что домашнее задание необходимо и оно является неотъемлемой частью целостного педагогического процесса сомнения не вызывает.

 

Список литературы:

1. Тащегулова А.Б. Нужны ли домашние задания? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/44-1-0-3337

2. Варламова Д. Нужны ли школьникам домашние задания? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/25873/2837505/

3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://младшаяшкола.рф/CanPiN.htm

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 1897 от 17 декабря 2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Минобрнауки.рф/документы

5.  Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России № 413 от 17 мая 2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://Минобрнауки.рф/документы

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»