Согласно действующему российскому законодательству в сфере образования, дополнительное профессиональное образование направлено наудовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
К настоящему времени в научной публицистике достаточно полно определен основной педагогический смысл ДПО, который состоит во введении в образование и сознание человека того, что ранее не было, направленное дополнение имеющегося профессионального и социального опыта [1]. Данный смысл отражает сущность ДПО как важнейшего института, обеспечивающего специалисту возможность непрерывного профессионального развития согласно установке «образование в течение всей жизни», приобретающей в последнее время всё большую социальную ценность.
Как известно, дополнительные профессиональные программы подразделяются на программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки. Согласно 273-ФЗ первые направлены на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а вторые - на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Таким образом, в обоих видах программ Законом регламентирован компетентностный подход, и, одновременно акцентирована направленность дополнительных профессиональных программ на квалификационные требования.
Как же соотносятся понятия компетенции и квалификации в действующем законодательстве? Обобщающим понятием во всех проанализированных нами определениях является профессиональная деятельность, которую можно описать через перечень трудовых действий, как это сделано в профессиональном стандарте педагога, или через набор необходимых компетенций – как во ФГОС направления «Педагогическое образование» [3].
На данном этапе, можно констатировать некоторую несогласованность терминологии сферы труда и сферы образовательной деятельности. Современное производство и другие отрасли человеческой деятельности, в том числе и образование, характеризуются усилением когнитивных и деятельностных составляющих, что нашло отражение в профессиональных стандартах. Квалификационный подход позволяет детально раскрыть содержание профессиональной деятельности (в том числе педагогической) и ориентирует нас на планирование адекватного содержания дополнительного профессионального образования, формирование у слушателей соответствующих трудовых функций. Однако для формирования компетенций не вполне подходит. Здесь необходимо приподняться над отдельными трудовыми действиями и рассмотреть педагогическую деятельность как системный процесс. Но исходя из специфики отдельных видов профессиональной деятельности педагога, можно выделить трудовые функции, которые вполне соотносятся с профессиональными компетенциями в ФГОС [2].
Как же потенциальный потребитель услуг ДПО реагирует на презентацию содержания программ в терминах квалификационного и компетентностного подхода? Как показывают результаты проведенного нами опроса потенциальных заказчиков программ, наиболее востребованными являются такие образовательные результаты как: владение современными образовательными технологиями, в том числе мультимедийными и информационными, развитие коммуникативных навыков и ресурсов стрессоустойчивости персонала, готовность к аналитической работе. В случае же, когда мы предоставили потенциальным заказчикам перечень компетенций из соответствующих ФГОС, респонденты высказывали затруднения в понимании содержания перечисленных в нем компетенций. Тем не менее, мы получили определенный рейтинг их востребованности практикой: владение современными образовательными технологиями и информационно-коммуникационная компетентность, нормативно-правовая компетентность, владение методами коррекционной работы , владение технологиями организации проектной деятельности.
Попросив руководителей образовательных организаций выделить актуальные для совершенствования трудовые действия педагогических работников (взятые из профессионального стандарта), мы получили следующую картину: несмотря на то, что трудовые действия, связанные с реализацией технологических компетенций, сохранили ведущие позиции, на лидирующие места вышли трудовые действия, связанные с реализацией ФГОС общего образования, это разработка и реализация рабочих программ по предметам, развитие универсальных учебных действий, контроль образовательных результатов. В целом, руководители образовательных организаций, отметили, что им было легче работать со списком трудовых действий, чем со списком компетенций, поскольку они более четко описывают содержание педагогической деятельности.
Семантический анализ всех трех срезов запросов на содержание дополнительных профессиональных программ, позволяет сделать выводы о том, что наиболее востребованными являются программы, содержание которых направлено на формирование различных технологических компетенций; компетенций, связанных с организацией образовательного процесса. А также в нашей практике востребованным остается формирование ресурсов стрессоустойчивости, компетентность в управлении которыми не отражены ни в профессиональном стандарте, ни во ФГОС педагогического образования.
Таким образом, на наш взгляд, для того что бы удовлетворять требования заказчика (которому всё же ближе терминология профессиональных стандартов), и оставаться в рамках общей компетентностной парадигмы профессионального образования, сфера дополнительного профессионального должна формировать собственный перечень компетенций, проводя определенную доработку компетенций, перечисленных в соответствующих ФГОС: отбирая наиболее востребованные практикой, дорабатывая их структуру (компонентный состав), четко определяя требования к результатам обучения ориентированным на квалификационный подход.
При этом, что на наш взгляд, компетентностный подход всё-таки является приоритетом, ведь он не сопровождается отходом от принципа практикоориентированности ДПО, он актуализирует вопрос о его современном понимании, переосмыслении. Речь не идет о том, чтобы зафиксировать все содержание дополнительных профессиональных программ как перечень компетенций. Но масштабность, глубина содержания дополнительных профессиональных программ должна быть адекватной современным требованиям к образовательным результатам.
Список литературы: