Реформирование системы досрочной пенсии является одним из приоритетных направлений совершенствования системы пенсионного обеспечения в РФ. Основные направления преобразования были заложены в основу Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в РФ, которая утверждена Правительством РФ в 2012 году [1]. Указанные в стратегии меры направлены на преодоление экономического и демографического кризиса, повлиявшего на отечественную систему пенсионного страхования.
Необходимость реформирования института досрочной пенсии также обусловлена большой численностью получателей данного вида пенсии. А это в свою очередь увеличивает финансовую нагрузку на пенсионную систему России.
Пенсионным законодательством РФ закреплено положение, в соответствии с которым общеустановленный возраст выхода на пенсию для женщин составляет 55 лет, а для мужчин – 60 лет.
До недавнего времени абсолютное большинство пенсионеров-досрочников финансировалось за счет страховых взносов обязательного пенсионного страхования, уплачиваемых работодателями в Пенсионный фонд.
С началом рыночных преобразований в РФ и появлением частного предпринимательства, система досрочных пенсий, выстроенная для плановой экономики, себя изжила и не отвечает принципам экономики.
Противоречия в данном вопросе являются следствием того, что проводимые за последние 20 лет реформирование и модернизация российской пенсионной системы не затрагивали систему досрочных пенсий, а лишь вводили новые категории их получателей.
Из этого можно сделать вывод, что действующая система финансирования досрочных пенсий осуществляется за счет всех пенсионеров. Выделенный источник финансирования досрочных пенсий отсутствует, т.к. одна и та же база является источником и для выплаты обычных страховых пенсий и для выплаты досрочных пенсий). Данный факт негативно влияет на финансовую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования, а также на уровень пенсионного обеспечения в РФ.
По нашему мнению, практическим шагом по решению проблемы досрочных пенсий будет принятие закона о профессиональных пенсионных системах, который готовится уже более 20 лет, и которым государство, наконец, должно определить экономические стимулы для модернизации рабочих мест с целью повышения их эффективности.
Список литературы:
1. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства от 25 декабря 2012 г. № 2524-р // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 53 (ч. 2). - ст. 8029.
2. Кобылинская С.В. К вопросу выбора варианта пенсионного обеспечения / С.В. Кобылинская, Е.П. Попова / Юридические науки: проблемы и перспективы. Материалы III Международной научной конференции. 2015. С. 160-162.