Высшее профессиональное образование России перешло на новый уровень своего развития, что повлекло за собой изменение ценностей, менталитета, именно поэтому нормативно-правовые и научно-методические документы последних лет указывают на необходимость акцентировать на духовно-нравственном развитии, воспитании и качестве подготовки студентов. Исходя из этого, актуализируется организация учебного процесса, активно способствующая формированию и развитию духовности студентов. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Возможности дисциплины «иностранный язык» уникальны. В процессе изучения иностранного языка развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности студентов, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в общечеловеческих ценностях. Одной из основных задач при обучении иностранному языку является приобщение студента к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. При изучении иностранного языка, по мнению Е.И. Пасcова, целью является не только прагматические знания, умения, навыки, но и воспитание[1,216]. В этом случае в качестве содержания выступает культура, под которой понимаются освоенные духовные ценности, пространство, в котором происходит социализация личности. Именно поэтому содержание учебного материала и организация деятельности на занятиях должны способствовать всестороннему и целостному развитию личности. Авторы учебников по иностранным языкам должны ставить своей целью не только развитие памяти и мышления студентов, но и научить студента различать духовно-нравственные приоритеты.
Эту же мысль высказывает в своей статье Л.В. Яроцкая:[2,1] «что касается отбора специальных текстов научной направленности, то он осуществляется, в основном, по тематическому принципу с учетом их иллюстративности по отношению к усваиваемым иноязычным средствам. Анализ значительного количества современных изданий показывает, что они содержат известные студентам факты, изученные в рамках других дисциплин, поэтому чтение в данном случае нельзя признать ни коммуникативным, ни познавательным процессом, ибо не происходит перестроения системы прошлого опыта студентов и не образуется новое знание. Тексты предназначены исключительно для усвоения иноязычных средств, описывающих профессиональную картину мира. При таком подходе игнорируются важнейшие принципы обучения в высшей школе – принцип творческой познавательной активности личности студента и принцип проблемности обучения. Тексты неадекватно реализуют предметный контекст обучения, так как содержат набор сведений, неактуальных для студента».
Однако даже поверхностный взгляд на данную задачу показывает, что учебники по иностранному языку, не в полной мере реализуют свой потенциал и недостаточно задействует его в плане духовного развития, духовного воспитания, приобщения студентов к духовности, духовным ценностям, а также формирования духовных потребностей
Список литературы:
Источник из интернета:
1. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. Режим доступа http://www.twirpx.com/file/58058
Статья из сборника
2.Ракаева М.А. Развитие духовности студентов. Искусство и культура в контексте современной педагогической мысли: Материалы Международной научно-практической конференции(3-4 апреля 2009 года). Уфа: РИЦ БашГУ,2009.-128с
Источник из интернета:
3. Яроцкая Л.В. Структура современного учебника английского языка для студентов гуманитарного профиля. Режимдоступа : http:// inlanglinguanet. ru/ ScientificWork/ onferences/ detail. php? ELEMENT _ID =2346