Одной из актуальных социально – экономических и демографических проблем современного российского социума является включение людей с ограниченными возможностями в общество [3].
Сложный процесс социализации напрямую зависит от воздействия социальной микросреды. Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок [2].
К сожалению, до сих пор в работе с инвалидами преобладает исключительно медико-социальный подход. Но не следует забывать о духовной сфере человеческой жизни. Ведь именно в области культуры, искусства результаты деятельности человека не связаны напрямую с состоянием его здоровья[1].
В соответствии с этим, нам бы хотелось изучить, на примере музейной среды, какие же условия созданы для духовного обогащения человека с ОВЗ. Проведенное исследование, в ходе которого мы опросили музеи города Череповца о наличии в них специальных условий для посещения человека с ОВЗ, выявило следующие результаты.
Положительным фактом стоит отметить то, что в нашем городе не забывают о детях – инвалидах. В «Детском музее» выделяется отдельная программа и проводятся мастер – классы для детей с различными нарушениями. Ещё в трех музеях нашего города отмечается наличие пандусов.
К сожалению на этом, список специальных условий для знакомства с музейными экспонатами для людей с ОВЗ заканчивается. В 9 музеях из 14 нет никаких условий и оборудования. Ни в одном музее города Череповца мы не обнаружили ни дополнительного оборудования для слабослышащих людей, ни отдельной экспозиции для слабовидящих или с незрячих людей. Всё это говорит, о том, насколько малы условия для социального и духовного развития людей с ограниченными возможностями здоровья.
Подводя итоги нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что проблема духовного развития человека с ОВЗ в Череповце стоит очень остро. Мы хотим сказать, что необходимо заниматься данной проблемой, ведь она существует не только на уровне нашего города. Вопрос развития социокультурной среды лиц с ОВЗ должен интересовать и областной, и межрегиональный уровень! Нужно искать всевозможные пути решения данной проблемы, главное не сдаваться, и не опускать руки. Потому что без помощи окружающих, уникальным, особенным людям трудно в одиночку решать такие серьезные проблемы.
Список литературы:
1. Верещак В.В. Особенности организации досуга людей с ограниченными возможностями здоровья / под ред.: Пилявская Я. М., В. В. Полежаева Е. Г. Шашуловская, Э. Ч. Юсубова: методич.рекомндации. – Ростов-на-Дону: Обл.дом народ.творчества, 2011
2. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. – М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 1998.
3. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М.: ЦСП РАО, 1995.