+7 989 669 15 15



Экфрасис в «cонетах-гобеленах» эллиса




Звонова Светлана Александровна,

старший преподаватель кафедры филологии Пермская государственная академия искусства и культуры, Россия г.Пермь,

Сонеты одного из главных идеологов русского символизма, поэта, переводчика, критика и историка литературы Эллиса (Л. Л. Кобылинского) анализируются в контексте живописи, декоративно-прикладного и театрального искусств. Выбранный ракурс экфрасиса позволяет выявить ранее не отмеченные литературоведами художественные особенности и закономерности построения поэтических текстов Эллиса.

Ключевые слова: Ключевые слова: Эллис (Л. Л. Кобылинский),«Сонеты-гобелены»,сонет,экфрасис,синтез искусств.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Многочисленные живописные аллюзии, описания декоративно-прикладных вещей, построение поэтического текста по законам визуальных искусств наталкивают на мысль о возможности анализа «Сонетов-гобеленов» (вошли в сборник «Aрго», 1914) поэта-символиста Эллиса (Л. Л. Кобылинского) в ракурсе экфрасиса. В данном ключе, насколько мне известно, сонеты, составившие названный цикл, исследователями ранее не рассматривались.

Под экфрасисом в представленных тезисах понимается словесная репрезентация живописи и других искусств, а также элемент писательского стиля,характеризующийся живописностью, пластичностью, выборе поэтом определенных, связанных с искусством, тем. Среди наиболее вероятных живописных контекстов сонетов Эллиса – полотна Сандро Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры», картина Йоханнеса (Яна) Хаккерта «Охота на оленей». Художественный мир «Сонетов-гобеленов» – это изысканная театральная декорация, подобная тем, что создавали художники-модернисты. С художниками, близкими к группировке «Мир искусства», Эллиса роднит тончайшее умение передавать стиль и характер искусства различных эпох.

В «Сонетах-гобеленах» воплотилась основная идея модерна о мире-театре, мире-маскараде. Для стихотворений, вошедших в цикл, характерны зрелищность, декоративность, театральность. «Изысканно-картинны» [2] жесты и позы сходящих с гобеленов дам и кавалеров, «мертвые тени» танцуют причудливый менуэт. Аллюзии к искусству XVIII века – в изящно изображенных интерьерах (шелковые гобелены на стенах, «В гостиной, нежась, царствует Весна, / светясь, цветут и дышат абажуры, / порхают попугаи и амуры», «царство лени, бронзы и фарфора, / аквариум, где чутко спят стебли» [2]); в упоминаниях популярных в ту эпоху музыкальных жанров (менуэт, гавот). Несмотря на характерный для символистской поэзии принцип изображения вещественного мира намеками, штрихами, «живописными мазками», «набросками», мир гобеленов осязаем, – таков «закон» экфрастического текста, отличающегося предметной выразительностью.

«Сонеты-гобелены» не только имеют «текстильное» название, но и изобилуют «ткаными» метафорами, образами и мотивами.Это текст, «вытканный» по законам давшего ему название жанра декоративно-прикладного искусства. Каноническая стихотворная форма, имеющая строгий архитектурный облик (выдержанное количество строк в строфах, определенная последовательность катренов и терцетов) играет роль бордюра, который в шпалерах и гобеленахXVII – XVIII вв. имел не меньшее декоративное и смысловое значение, чем обрамленный им сюжет. Синтаксически сонеты построены из рядов длинных распространенных предложений, занимающих одну или две строфы, и «уложенных» в них без использования заглавных букв в начале каждой новой строки. Такой прием позволяет поэту на формальном уровне реализовать семантику тканья и плетения.

А. Ханзен-Лёве, отталкиваясь от традиционных архетипов создания текстов (произведение как конструирование, «запланированное, манипулятивное строительство», и текст как прядение «ткани мира и жизни»), отмечает тяготение символистов к последнему [1,с.89,90]. В то же время «сочетание концепта тканья и плетения» с «художественным строительством», вовлечение его в «игру с имеющимися ”кирпичами”» [1,с.90]порождает комбинаторный способ создания художественных миров. Данный принцип, на мой взгляд,положен в основу «Сонетов-гобеленов» – «тканых» экфрасисов Эллиса.

 

Список литературы:

1. Ханзен-Лёве, А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтический символизм. Космическая символика / А. Ханзен-Лёве, пер. с нем. М. Ю. Некрасова. – СПб., 2003. – 816 с.

2. Эллис (Кобылинский, Л. Л.). Стихотворения [Электронныйресурс] / Эллис (Л. Л. Кобылинский). – Томск, 2000. –Режимдоступа :http://lib.rus.ec/b/339426, свободный. – Загл.сэкрана.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.