Электронные учебники в образовательном процессе: преимущества и недостатки




Стадник Ольга Владимировна

старший преподаватель, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород

Аннотация: в данной статье рассматриваются преимущества и недостатки учебно-методических комплексов, а именно электронных учебников в образовательном процессе.

Ключевые слова: электронный учебник, учебно-методический комплекс, электронное средство обучения, образовательный процесс, информация.




Библиографическое описание: Стадник О.В. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ [Тема ] //Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 30 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – C.85-87


Вторая половина ХХ века стала периодом перехода к информационным обществам. Молниеносный рост объёмов информации, принял характер информационного взрыва практически во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. В настоящее время актуальными являются вопросы, связанные с автоматизацией обучения, поскольку «ручные методы» без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Исходя из этого, процесс обучения принимает инновационный характер.

«Внедрение инновационных процессов в образование требует создания соответствующего учебно-методического обеспечения (учебно-методического комплекса). Активно создаваемые учебные электронные комплексы становятся реалиями нашего существования, помогают развивать систему непрерывного образования, позволяют получать яркую, наглядную информацию в темпе, удобном для восприятия обучаемого» [1].

Что же такое «Электронный учебник»? «Четкого определения, что такое электронный учебник, у нас действительно пока нет. Есть интуитивное понимание: это некое электронное средство обучения, поддержка обычной книги, определенной темы, главы в цифровом формате. Таких разработано несколько десятков, этот процесс продолжается…» [3].

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания «электронный учебник» - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с обучающимися.В данной статье я рассматриваю электронный учебник как комплект обучающих, контролирующих, моделирующих программ, размещаемых на магнитных носителях, в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного человека, проверить знания по определенному разделу. Рассмотрим несколько формальных показателей по использованию электронных учебников в образовательной деятельности.

1. Техническое оснащение учебного процесса

К неоспоримым достоинствам электронных учебников относится возможность организации «живого» представления информации – мультимедийные технологии позволяют создать соответствующие модели, включить аудио- и видеофрагменты. Возможности наглядного изложения материала, привлечение внимания и многоканальный механизм подачи информации являются ведущими достижениями компьютерных образовательных систем. В этом случае преподаватель получает мощное средство, а студент – максимально эффективную возможность качественного усвоения материала. Одновременно с этим повышаются требования к оборудованию рабочего места обучаемого. С одной стороны, оно должно быть оснащено соответствующими техническими средствами, необходимыми и достаточными для извлечения информации из учебного издания. С другой стороны, рабочее место должно отвечать требованиям безопасности для жизни и здоровья. Для работы с традиционными (бумажными) учебниками требования соблюдения правильной организации рабочего места наиболее строги для учеников начальной и средней школы (использование же компьютеров в образовательной деятельности начальной школы и вовсе не предусмотрено, что является абсолютно верным).

2. Эргономические аспекты восприятия информации

Требования безопасности для жизни и здоровья имеют особое значение для организации электронного учебника. Как и в традиционном учебнике, здесь очень важно правильное размещение текстового и иллюстративного материала. В дополнение к общим дидактическим правилам изложения материала в учебнике существуют особые требования, связанные с нелинейной (экранной) структурой документа. Качество восприятия, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависят от расположения материала на экране компьютера, от навигационных переходов между «страницами». В большинстве публикаций, посвященных организации электронных учебников, указываются следующие параметры:

• четко структурированная информация, представляющая логический законченный фрагмент и представленная в виде гипертекстовой системы;

• включение аудио- или видеоинформации с возможностью повтора с любого места;

• активное использование пояснительной и справочной информации: контекстная справка на объекте, справочная система гипертекстовый переход к словарям и тезаурусам, всплывающая подсказка, дающая пояснения к объекту. Эргономические требования отражают и максимально удобные объемы текста (читаемость с экрана), цветопередачу и организацию подсказки, навигации, структуры окна.

3. Доступность учебника

Требования технического обеспечения, ограничения по работе с компьютером могут явиться одним из показателей возможности использования электронных учебников в образовательном процессе. С одной стороны, электронный учебник с его мультимедийными возможностями и сопутствующими техническими средствами может стать единственной возможностью получения знаний и официального образования. С другой стороны, в обществе существуют люди, которые не могут использовать электронные учебники в силу физических или социальных ограничений.

4. Индивидуальность восприятия информации

Согласно определению, приведенному О.В. Зиминой «Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные

объяснения» [1]. Электронный учебник затрагивает все каналы восприятия окружающего мира. Наглядность (видеоинформация, статичные иллюстрации, анимационные модели и схемы) позволяет получить достаточное представление о процессах, которые сложно понять, но многоуровневая форма подачи информации и заданный пользователем темп облегчают восприятие материала, позволяют вернуться к пройденному, пересмотреть текст или видеофрагмент, повторно прослушать дикторский текст. В то же время электронный учебник – это не самоучитель, предназначенный для абсолютно самостоятельного изучения предмета. Электронный учебник, как и его традиционный аналог, выполняет функцию сопровождения живого преподавателя, который дает основные методические разъяснения, ставит цели и задачи, проверяет выполненную работу и отвечает на вопросы (порой нестандартные и выходящие за рамки изучаемой темы) обучаемого.

Современная степень развития информационных ресурсов позволяет говорить об инновационной образовательной деятельности.

Стремительное развитие информационных технологий, превращение компьютера из предмета, доступного лишь узкому кругу лиц, в явление повседневной обыденности, появление интернета и т.д. – все это рано или поздно должно было затронуть отечественное образование. В последние годы все мы стали свидетелями появления сначала англоязычных, а затем и отечественных электронных энциклопедий, предоставляющих пользователям принципиально новые возможности в сравнении с «бумажными» аналогами. Отсюда уже один шаг оставался до попыток создать принципиально новые учебные пособия – электронные учебники.

В настоящее время, когда процесс создания таких учебников уже вышел за рамки отдельных экспериментов, когда предпринимаются активные попытки внедрить их в образовательный процесс, и на этом пути уже накоплен некоторый опыт, можно, наконец, говорить о том, что определение самого термина «электронный учебник» и его концепция, стали, наконец, проясняться.

 

Список литературы:

1. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. – М.: Изд-во МЭИ, 2003.

2. Панкова Е.В. кандидат педагогических наук, заместитель директора Санкт-Петербургского библиотечного техникума по информационному обеспечению образовательного процесса.

3. Н.И. Листопад, директор Главного информационно–аналитического центра Министерства образования.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»