ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ




Мендыгалиева Алтнай Кенесовна

доцент, Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург

Статья посвящена вопросам экономического образования младших школьников на уроках математики. По мнению автора, такое образование в начальной школе носит пропедевтический характер и способствует формированию экономической культуры уча-щихся.

Ключевые слова: Ключевые слова: младший школьник,экономическое образование.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


В связи с коренными изменениями экономического характера в современном обществе, сложившимися рыночными отношениями возникла объективная потребность в организации экономического обучения и воспитания в общеобразовательной школе, уже начиная с первого класса. На службу экономического образования младших школьников поставлены учебные предметы, изучаемые ими: математика, окружающий мир, чтение, трудовое обучение и др.

Экономическое образование необходимо осуществлять с первых лет обучения в школе. В решении этой задачи особое место занимает учитель начальных классов. Понятно, что экономическое образование младших школьников носит пропедевтический характер, т.к. на данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями. Первоначальные знания детей позволят учителю выйти на более высокий уровень образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять выбор [2, с. 45].

Раскрыть для учащихся содержательную сторону экономических понятий можно через математические задачи. Это могут быть задачи, вопросы которых начинаются со слов «сколько?» (сколько израсходовали, сколько заплатили, сколько денег осталось), «хватит ли?» и т.д. Такие задачи в достаточном количестве содержатся в учебниках и учебных пособиях по математике для начальной школы. Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, носит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учащиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы «Цена, количество, стоимость» дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли [1, с. 21].

Приведем в качестве примера несколько задач такого рода:

1. Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх плана сделает рабочий за счет сэкономленного времени?

2. Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей?

3. При экономном раскрое сберегли на каждое пальто по 12 см ткани, а на каждом костюме по 13 см ткани. Сколько сэкономят ткани при раскрое 96 пальто и 96 костюмов? Сколько детских пальто можно сшить из сэкономленной ткани, если на одно пальто идет 2 м такой ткани?

4. Винтик и Шпунтик решили открыть автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 2000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 3000рублей, наняли охрану за 1000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту автомобилей составила 6000 рублей. Из них заплатили налоги на сумму 1000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей? [1, с. 24]

Интеграция экономики и математики дает положительные результаты: значительно увеличивает активность детей на уроке, развивает внутреннюю мотивацию детей к чтению, усиливает познавательные мотивы, расширяет личный опыт учеников, преодолевает оторванность математики от реальной жизни; повышает качество и прочность знаний, повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому, приучает к бережливости, экономии, предприимчивости).

Таким образом, математика обладает большими возможностями в формировании экономической культуры младших школьников, от сформированности которой у будущих граждан и подготовленности их к эффективной самореализации в условиях рынка, независимо от рода деятельности, во многом будет зависеть решение проблем экономической стабильности общества.

 

Список литературы:

1. Шикова Р.Н. Использование задач с экономическим содержанием на уроках математики / Р.Н. Шикова, А.Д. Петрушенко //Начальная школа. - 1988. - №1. – С. 21-27.

2. Шмырева Г.Г. Ознакомление учащихся с экономическими понятиями на уроках математики / Г.Г. Шмырева, Н.Е. Фуртат // Начальная школа. - 1988. - №1. – С. 45-50.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»