Юридическая деятельность сопряжена с высоким пороговым уровнем эмоционального переживания. Управление собственными эмоциями, направление в нужное русло собственного психического состояния является той задачей, решить которую необходимо каждому юристу.
В психологии отмечается, что эмоции объективируют внутренние переживания, волнения человека, являясь своеобразной реакцией на действия, факты внешнего мира. Положительные эмоции возникают при удовлетворении потребностей человека, отрицательные – при неудовлетворении.
Для юриста характерно кумулятивное эмоциональное состояние, экстраполированное на чувство законности, долга, справедливости, милосердия, высокой ответственности. Такого рода эмоциональное состояние возникает в связи с тем, что к юристам граждане обращаются в тех ситуациях («пиковых» ситуациях), когда субъекты находятся во власти чувств. Однако юрист обязан хранить толерантность, сдерживать собственные негативные эмоции.
Эмоциональная культура предполагает способность юриста управлять, контролировать, направлять собственное эмоциональное состояние в нужное русло, определенным образом воздействовать на эмоциональную составляющую ситуации в процессе выполнения функциональных обязанностей. Причем деятельность юриста проходит три этапа: процесс сбора информации, когда от юриста требуется повышенное внимание к каждой детали происходящего; процесс аналитической обработки полученной информации, когда юристу необходима объективная оценка происходящего; вынесение решения по конкретному случаю – в данном случае вероятность принятия решения сгоряча очень велика, что требует от юриста справедливости.
Эмоциональная культура юриста должна характеризоваться устойчивостью, что обеспечивается двумя составляющими: «системой его эмоциональной тренировки и тщательным обучением, то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам, проигрыванием возможных сложных ситуаций и т.д.» [1,с.5]. При этом эмоциональные тренировки должны проводиться с учетом следующих пунктов:
1) юрист не должен допускать повышенной эмоциональности, в противном случае он может вызвать несерьезное отношение к себе со стороны обращающегося к нему субъекта, что в итоге усугубит дело отсутствием веры в реальную помощь работника права;
2) искусственное проявление положительных эмоций, например, для получения необходимых сведений в ходе допроса;
3) копирование эмоционального состояния собеседника, вызвав тем самым необходимую юристу реакцию на определенные ключевые в процессе расследования слова.
В идеале на каждое проявление эмоций со стороны собеседника у юриста должна быть соответствующая реакция. Эмоциональная культура дает возможность сбалансировать неожиданные действия или реакции, достигая равновесие эмоционально-правовой составляющей. Этот принцип имеет эмоционально-психологическое измерение, стабилизирует эмоциональное деятельность, направляет ее в соответствующее русло.
Эмоциональная культура юриста эксплицируется посредством вербального выражения собственных переживаний, настроений и чувств. В этой связи, особую актуальность приобретает лексический запас юриста, искусное владение словом, от которого зависит успех ведения диалога. В противном случае возможно появление конфликта, который только усугубит ситуацию, а, самое главное, снизит компетентность юриста в глазах собеседника.
Список литературы: