+7 989 669 15 15



Эстетические особенности литературного процесса разных эпох в социально-историческом и культурном контексте




Абышкина Вержиния Владимировна *
Лебедева Елена Ивановна **

студентка *
кандидат филологических наук, доцент **
Сочинский институт РУДН, Россия, г. Сочи


Аннотация: В статье рассматриваются метафорические, мифологические, философские и психологические смыслы символа «волк» и определяются его основные художественные функции в романе Германа Гессе «Степной волк».

Ключевые слова: символ, зооморфный символ, индивидуально-авторская семантика символа, актуализация значений, художественные функции.




Библиографическое описание:  Абышкина В.В., Лебедева Е.И. СИМВОЛИКА ОБРАЗА «ЧЕЛОВЕК-ВОЛК» В ТВОРЧЕСТВЕ ГЕРМАНА ГЕССЕ [ Текст ] \\ Филология и культурология: современные проблемы и перспективы развития: сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции, (г. Махачкала, 15 мая 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С.50-51


Основу символа «волк» составляют метафорические, мифологические, философские и психологические смыслы. «Волк» – зооморфный символ мифологии разных стран и народов (так, в скандинавской мифологии «волк» является символом зла, порока, апокалипсиса). В христианской символике «волк» сравнивается с дьяволом, символизирует ложь, разврат и ересь. Философское представление символа «волк» соотносится с образом «сверхчеловека»-одиночки, со «зверем» или «гением» [2].

В романе Г. Гессе символ «волк» обретает единение всех смыслов и получает множество дополнительных значений одновременно:

1)   «зверь» и «одиночество»: «… до чего не к лицу весь этот благородный спектакль степному зверю, волку, который ведь отлично знает, что ему по душе, а именно – рыскать в одиночестве по степям, иногда лакать кровь или гнаться за волчицей…» [1, c. 126];

2)   «гений»: «Гарри, боимся мы, относит уже к «человеку» целые области своей души, которым до человека еще далеко, а к волку такие части своей натуры, которые давно преодолели волка» [1, с. 141];

3)    «гнев», «зло» и «честность»:  «Гарри чувствовал себя волком и вел себя как волк, когда он показывал другим зубы, когда испытывал ненависть и смертельную неприязнь ко всем людям, к их лживым манерам, к их испорченным нравам» [1, с. 126];

4)    «разврат», «непокорность», «анархия» и «свобода» – данные смыслы в тексте представлены имплицитно, в подтекстовой информации романа.

Такие значения символа, как «анархия», «честность», «гений», можно рассматривать как  индивидуально-авторские.

Основными художественными функциями символа «волк» в романе являются: двойственность души, дисгармония, раскрытие тайного смысла произведения, магический тотем волка (роман не христианский, а гностический).

 «Волк» символизирует все сферы человеческой психики, вытесненные в подсознание, указывает на темную сторону личности героя, которую надо принять и примириться с ней. Образ волка, как внутренне «Я» Гарри Галлера, помогает герою обрести самость, гармонию и стать, по его словам, «бессмертным».

Актуализация значений символа «волк» в романе Г. Гессе способствует расширению границ семантического «поля» зооморфного образа.

 

Список литературы:

1. Гессе Г. Игра в бисер: [сборник; перевод с немецкого] / Пер. с нем. С. Апта «Степной волк», «Игра в бисер». – М.: АСТ, 2014. – 990 с.

2. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1990 – 162 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»