+7 989 669 15 15



Этические идеи и нравственная дидактика ажинияза




Реймов Рустем Мамбеткаримович

кандидат философских наук, доцент
Каракалпакского Государственного Университета Узбекистан


Аннотация: Проанализированы социально – этические идеи и нравственная дидактика выдающегося каракалпакского поэта – мыслителя Ажинияза Косыбай улы. При формировании творчества, мировоззренческих позиций Ажинияза главную роль сыграло творческое наследие выдающегося туркменского поэта и мыслителя Махтумкули. Его этические воззрения имели важное значение в последующей понятийно – категориальной разработке этических систем каракалпакскими мыслителями и в современных исследованиях в области этики с точки зрения её более тесного увязывания с особенностями духовно – нравственной жизни каракалпакского народа

Ключевые слова: Махтимкули, Ажинияз, этика, воспитание.




Библиографическое описание: Реймов Р.М. ЭТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И НРАВСТВЕННАЯ ДИДАКТИКА АЖИНИЯЗА [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 13-й международной научно-практической конференции , (г. Махачкала, 30 сентября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 49-50


Проблемы этики, морального воспитания и нравственной дидактики занимают важное место в произведениях каракалпакского поэта – мыслителя Ажинияза Косыбай улы, в его мировоззренческих построениях. Особенность восточной поэзии, состоящая в её в неразрывной связи, органической соотнесенности с нравственными мотивами, находит свое яркое проявление в поэтических произведениях Ажинияза, поскольку этому способствует его вышеотмеченная склонность к определенным мировоззренческое – философским обобщениям, нравственно-дидактическим выводам и к их понятийно – образному освоению. Он выступает как крупный моралист своего времени, взгляды которого всегда сохраняли свою значимость, но в наши дни получили особый резонанс. Конечно, этому в немалой степени способствовало то, что в философских системах и воззрениях мыслителей мусульманского Востока этика, разработка этических категории, понятий и норм выступали как их важнейший системный компонент.

Крупную роль формирования творчества, мировоззренческих позиций Ажинияза сыграло творческое наследие выдающегося туркменского поэта и мыслителя Махтумкули Фраги [1, 2]. В стихах Махтумкули встречаются известные в то время во всех странах Востока имена философов, современных ему и древних, от Аристотеля до Платона. По нашему мнению, можно отметить определенное идейное и художественное сходство ряда произведений туркменского и каракалпакского классиков, в частности стихотворений «Болармы», «Мегзер» Махтумкули и «Жаксы», «Боларма», «Мегзер», «Керек» Ажинияза .

Ажинияз добром в его нравственном проявлении считает все допустимое и необходимое с точки зрения своей концепции о смысле и цели человеческой жизни, о нравственном идеале и счастье человека, в целом, все то, что избавляет народ от страданий и притеснений, а злом – все недопустимое и отвергаемое этой концепций. В рассуждениях о добре и зле в данном аспекте поэт рассматривает их в связи с определенными действиями человека, которые имеют отношение к интересам других людей, обществу в целом.

Обобщая анализ воззрений Ажинияза по проблемам этики, можно сделать следующие выводы:

1. Этические взгляды Ажинияза, даже не получив специальной последовательной разработки, все же представляют собой внутренне соотнесенную целостность воззрений на источники нравственности, категории этики и мотивы поведения и обладают особой силой воздействия, ибо построены на единстве определенного понятийно – обобщающего подхода и эмоционально – образного восприятия.

2. Проблемы нравственности Ажинияз воспринимает через общемировоззренческие категории добра и зла, определенную иерархию этических категорий и понятий, а задачей воспитания молодого поколения ставит не только формирование у него сугубо морального сознания, но и широкое духовно – нравственное совершенствование, ориентированное как на нравственно – личностные отношения, так и на выполнение общественного долга перед Родиной, народом, что имело в то время особую значимость в условиях усилившегося стремления к национальному единству каракалпаков.

3. Этические взгляды Ажинияза отличаются от воззрений других каракалпакских поэтов XIX века своей жизненностью и тесной связью непосредственными наблюдениями над действительностью, реалиями общественной жизни и духовного мира личности. Его этические воззрения имели важное значение в последующей понятийно – категориальной разработке этических систем каракалпакскими мыслителями и должны быть учтены в современных исследованиях в области этики с точки зрения её более тесного увязывания с особенностями духовно – нравственной жизни каракалпакского народа.

 

Список литературы:

1. Ажинияз. Избранные сочинения. Нукус, Каракалпакстан. - 1975.

2. Алеуов О. Духовно – нравственные мировоззрения Ажинияза. Нукус, Каракалпакстан. - 1982.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»