Этнопедагогические особенности организации учебно-воспитательного процесса в сельских малокомплектных школах севера рс(я)




Егоров Владимир Николаевич *
Акимова Валентина Семеновна **

к.п.н., доцент *
к.и.н. **
ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет» им. М.К. Аммосова , г. Якутск


Аннотация: Рассмотрены наиболее оптимальные формы работы школ (малокомплектные сельские, кочевые и общинные школы) коренных народов Республики Саха (Якутия). Содержание воспитания и обучения в этих школах должны способствовать возрождению и сохранению народной педагогики, фольклора, родного языка, традиций и обычаев народов Севера.

Ключевые слова: этнические группы, этнопедагогика, сельские малокомплектные школы кочевые и общинные школы, народная педагогика, традиции и семейное воспитание.




Библиографическое описание: Егоров В.Н., Акимова В.С. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛАХ СЕВЕРА РС(Я) [Текст] // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов 12-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 23 октября, 2016 г.) - Махачкала: Издательство «Апробация», 2016 – С. 10-13


Природно-климатические условия проживания, кочевой и полукочевой образ жизни, социально-этнические особенности региона, территориальная разбросанность населенных пунктов, транспортные трудности и т.д. составляют специфику самобытности жизни и деятельности народов Севера. Особую тревогу вызывает положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера, где жизненные обстоятельства порождают проблему разрыва между поколениями, между школой и семьей. Эти обстоятельства, в свою очередь, требует особого подхода к организации учебно-воспитательного процесса в школах коренных народов Севера.

Прежде всего, необходимы программы и методики воспитания и обучения, которые должны быть ориентированы на специфические потребности этнических групп с учетом их истории, культуры, жизненных ценностей, этнопедагогики. Отрыв обучения и воспитания от жизни нередко связан с размещением школ, с их местонахождением. Если школа расположена вдали от хозяйственной жизни, от производства, всякая попытка установить связь обучения и воспитания с жизнью будет искусственной и малоэффективной. Поэтому должны быть найдены и определены наиболее оптимальные формы работы школ Севера (малокомплектные сельские, кочевые и общинные школы). Все это будет способствовать возрождению и сохранению народной педагогики, фольклора, родного языка, традиций и обычаев народов. Только школа и семья в тесном контакте смогут подготовить подрастающее поколение к полноценной жизни в будущем. От их совместных целенаправленных усилий во многом зависит социальное самочувствие личности и то, какое место она займет в российском и мировом сообществе.

Практика работы малокомплектных кочевых школ Анабарского и Оленекского улусов показала, что в условиях тундры и лесотундры осуществляется непосредственная связь школы (учителей, воспитателей и руководства) с родителями (оленеводами, охотниками и рыбаками). В фактории Улахан-Кель Анабарского улуса, где функционирует уже ряд лет кочевая малокомплектная школа, старшеклассники (7-11 класс) во время летних каникул работают непосредственно в оленеводческих, охотоведческих, рыболовецких бригадах, т.е. в родном хозяйстве, оказывая огромную помощь своей семье. Дети с 1 по 6 класс учатся в малокомплектной кочевой школе. Родители очень довольны тем, что детей не нужно водить из фактории в дальний поселок учиться, что их можно воспитать в родной стихии и привлекать в свободное время как помощь в промыслах и домашнем хозяйстве. Сами дети также очень рады, что остались в кругу семьи. Девочки у своих матерей учатся обработке шкур, замши, шитью шапок, сумок, проходя полный производственный цикл от начала до конца [1]. Таким образом, участие родителей в работе школы, их к жизни и учебе детей помогают обеспечить своевременное начало занятий, охватить всех детей обучением, организовать быт и отдых, привлекая внимание и помощь общественности и органов государственного управления .

Для воспитания будущего поколения нужно шире применять этнокультурные традиции, которые отражают многовековой опыт, накопленный старшим поколением. Опора на традиционную культуру и ее творческое использование может создать реальные условия для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Основное внимание сейчас уделяется деятельности сельских малокомплектных школ, в том числе и кочевых школ Севера в тесном связи с семейным воспитанием. В последние годы среди коренных народов Севера РС(Я), занимающихся традиционными отраслями хозяйства – оленеводством, охотой и рыболовством наблюдается интенсивное образование кочевых родовых общин, СХПК-КРО, предприятий и т.д.. Многие семьи возвращаются в прежние стойбище. Образовательные учреждения также пошли по пути организации кочевых и общинных школ-садов, а где возможно по условиям расселения - сельских малокомплектных школ (школы с малой наполняемостью классов).

Особое внимание уделяется возрождению и развитию традиционных отраслей производства, видов занятий и промыслов коренных народов Севера с максимальным приближением детей к родной стихии, приобщением их к самобытной материальной и духовной культуре предков [2, 3].

В процессе создания новой модели школы возникают и проблемы, требующие скорейшего решения. К ним относятся вопросы, касающиеся содержания и объем образования, подготовка и переподготовка педагогических кадров, разработка учебно-методической литературы нового поколения. Содержание образования должно быть национально ориентированным, то есть определяться не только наличием отдельных предметов – родной язык и литература, география и история родного края, но и должно включать другие элементы культуры коренных народов Севера: быт, традиции, обычаи родного народа и т.д. Возможен и вариант интеграции материала как внутрь предмета, так и межпредметного. При этом необходимо не нарушать логику предмета и обеспечить минимум знаний, достаточной для продолжения образования на следующих ступенях обучения.

Функционирование малокомплектных кочевых и общинных школ-садов в общинах и факториях РС (Я) способствуют повышению производительности труда, так как родители (оленеводы, охотники, рыбаки) не оставляют свои рабочие места и спокойно работают, охотятся, рыбачат, т.к. их дети дошкольного и младшего школьного возраста живут с ними. Создание таких типов школ потребовало составления вариативных учебных планов для них. Особенность учебного плана заключается в реализации следующих двух идей.

Первая идея заключается в объединении в единых блок родственных предметов: математика и все естественные науки составляют один блок, гуманитарные предметы с основами культурологии – другой. Таким образом, с учетом начальных классов получается три блока предметов. Вторая идея заключается во введении в учебный план часов, отводимых на самостоятельную работу учащихся и контроль за их деятельностью. В связи с этим возникает проблема подготовки учителей широкого профиля для сельских малокомплектных школ. Для более глубокого решения этой проблемы следует начать целевую подготовку на педагогических группах студентов с участием естественных и гуманитарных факультетов университета в соответствии со специализациями по блокам или профилям предметов.

Таким образом, во-первых, для коренных народов Севера РС(Я) возрождение и развитие традиционных видов деятельности в комплексе с другими традиционными аспектами жизнедеятельностью – непросто политический лозунг, а одно из необходимых условий выживания в нынешних экономических условиях, когда трудно рассчитывать на дотации со стороны государства.

Во-вторых, в связи с разбросанностью населенных пунктов, ограниченностью транспортных возможностей и особенностью быта коренных народов Севера РС(Я) неприемлемо сокращение количества сельских малокомплектных школ, ибо это вызывает нежелательные социально-экономические последствия. Ликвидация сельских малокомплектных школ в поселках и селах, общинах и факториях создает обстановку бесперспективности не только для развития поселка или села, общины или фактории, но и отрасли хозяйства, во имя которой они существуют.

 

Список литературы:

1. Егоров В. Н. , Неустроев Н.Д. Специфика деятельности малокомплектных и кочевых школ в условиях Севера.  – М . : Academia, 2003. – 224 с.

2. Винокурова У. А. Воспитание и образование детей народов Севера. – Якутск, 1997. – 102 с.

3. Мультикультурное образование: Материалы международной конференции «Методология и практика мультикультурного образования в условиях возрождения традиций народов РС (Я)». – Якутск, 1996. – 144 с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»