+7 989 669 15 15



Факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленных предприятий России




Арисова Мария Борисовна

аспирант
ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева», Россия, г. Самара


Аннотация: В предоставленной статье исследованы главные Факторы, влияющие на конкурентоспособность промышленных предприятий. Рассмотрены расклады к определению аспекта действенной конкуренции, финансовые и высококачественные характеристики, действующие на конкурентоспособные выдающиеся качества организации.

Ключевые слова: промышленность, конкуренция, конкурентоспособность, внутренние и внешние факторы, экспорт, импорт.




Библиографическое описание: Арисова М.Б. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ [Текст] // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 31 января 2016 г.) - Махачкала: Издательство “Апробация", 2016 – С.66-70


В 2014-2015 годах в экономике российской экономике был свойственен низкий уровень конкурентоспособности. Конкурентоспособность российской экономики в первую очередь зависит от конкурентоспособности всех ее предприятий, фирм, организаций. Одним из путей выхода из экономического спада можно считать обеспечение роста конкурентоспособности на уровне предприятия. Главным фактором, влияющим на экономический рост, является технические и технологические характеристики производства, так как именно они способны заменить зарубежные товары на российском рынке отечественными, что так важно для сложившейся ситуации сегодня в условиях экономических санкций, объявленных иностранными государствами. Необходимо отметить, что наибольшее внимание в решении данной проблемы должно уделяться промышленным предприятиям, ведь именно от уровня их развития зависит уровень и качество жизни населения России. В предыдущие года на российском рынке присутствовал огромный поток зарубежной продукции, который выявил неготовность отечественного производителя промышленной продукции конкурировать с зарубежными товарами. Это вызвало ряд негативных моментов таких, как ограниченность ассортимента промышленных товаров российских производителей, неэффективное использование технологий и многие другие.

Согласно статистике, предоставленной в сборнике Росстата «Промышленность России», опубликованном в 2014 году, удельный вес промышленного производства в ВВП страны составил всего 29,0 %. Данное явление объяснимо наличием большого количества, ввозимых товаров из стран дальнего зарубежья, в основном это запчасти для машин - (37 306 тысяч штук) или сами машины(автопогрузчики – 35 932 тысяч штук, тракторы – 58 311 тысяч штук). Согласно статистическим данным на момент нашего сотрудничества со странами дальнего зарубежья до санкций экспорт промышленных товаров составлял 527 266 миллионов долларов США, а импорт – 314 967 миллионов долларов США. Стоит обратить внимание, что превышение экспорта над импортом достигается только за счет производства некоторых видов товаров, в основном полуфабрикатов и сырья, а не за счет широкого ассортимента.

Если мы посмотрим на структуру экспорта отдельных товаров промышленности, то увидим широкий разброс в количестве экспортируемых товаров, например прокат плоский из железа и стали – 38 814 тонн, лесоматериалы – 210 201 тонн в Финляндию и ни одного автомобиля[3]. Все это можно объяснить низкими темпами развития технико-экономических сдвигов. После введения санкций в 2014 году ситуация на рынке практически не изменилась, ведь Россия ввела эмбарго в основном только на продовольственные товары из-за рубежа.

Несмотря на некоторые успешные результаты отечественных производителей промышленной продукции, темпы развития производства значительно отстают от возможных.

Одна из причин этого технические, экономические и социально-организационные параметры производства товара [2, стр. 205], которые в отечественном производстве заметно устарели, что не только влияет на конкурентоспособность товара, но и наносит экологический ущерб окружающей среде. Предприятиям требуется новые технико-конструкторские решения, повышение степени соответствия товара свойствам человеческой психики и организма (например в автомобильной промышленности), усовершенствовать расходы на транспортировку и установку товара, обучение персонала, урегулировать цену. В связи с этим необходимо оценить взаимодействие новых технологий с социально-экономической средой, выделить приоритетные направления ресурсного обеспечения и альтернативы развития промышленности посредством применения методов прогноза ее технического и экономического развития.

Конкурентоспособность стала основой экономической безопасности страны. Обладая в прошлом огромным научным и техническим потенциалом (воспроизводство которого стало невозможным из-за недостатка финансирования), дешевой квалифицированной рабочей силой и собственными ресурсами многих видов сырья, Россия имеет огромные возможности для повышения конкурентоспособности. [3, стр. 14]. Существует несколько характеристик конкурентоспособности предприятия в экономике - это наличие ресурсов, таких как трудовые, природные, эффективность их применения, и технология, которая применяется при производстве товара, интеллектуальный потенциал персонала, знания, инвестиции. При анализе конкурентоспособности предприятия учитываются не только сильные и слабые стороны предприятия, но и факторы, которые способны повлиять на деятельность на него.

В экономическом словаре понятие «фактор» трактуется следующим образом: «фактор – это один из основных ресурсов производственной деятельности организации и экономики в целом; движущая сила экономико-производственных процессов, оказывающих влияние на результат производственной, экономической деятельности».

Факторы могут оказывать, как положительное, так и отрицательное влияние. Чтобы получить конкурентное преимущество предприятия необходимо найти наиболее эффективное применение каждому фактору.

В основном факторы можно разделить на внешние и внутренние. Проявление внешних факторов мало зависит от предприятий, а вот внутренние наоборот целиком зависят от принятых решений руководителем предприятия.

В российской экономике управление деятельностью предприятия и обеспечение должного уровня конкурентоспособности предприятия в условиях изменения и расширения их прав и обязанностей проходят весьма сложно. Российскому производителю важно найти гибкое решение для приспособления к внешней среде, что играет значительную роль в функционировании субъекта экономики. На данный момент велико значение влияния факторов внешней среды. В разный промежуток времени требуется исследовать разный набор факторов, в связи с их высокой динамичностью. Рассмотрим, например один из важнейших внешних факторов - экспортно-импортные отношения государства. В январе 2015 года Россию ожидали серьезные испытания: санкции иностранных государств продолжили действовать, отечественная валюта осталась по курсу рекордно низкой, стоимость нефти оставалась практически не показывала положительную динамику, заметно снизилась внешняя торговля. В феврале также не наблюдалось значительных перемен − результаты также остались меньше прошлогодних, однако наметились благоприятные улучшения.

В январе-феврале по состоянию на 2015 год внешнеторговый оборот составил 83,89 миллиардов долларов, что ниже, чем за тот же период за прошлый год на 29 процентов. Экспорт был равен 57,89 миллиардов долларов и снизился на 24 процента. Объем импорта был сокращен на 40 процентов до 26,01 миллиардов долларов.

Снижение в экспорте вызвано не только снижением цен на отечественные товары, но и с уменьшением объемов их вывоза. Оно также связано и с экономическими проблемами внутри самой страны, так как на 30 процентов было сокращено количество обрабатывающих производств, предприятия несли большие потери, отечественный спрос на их продукцию был неизменно низким. В феврале при небольшом росте доллара США ситуация поменялась в положительную сторону динамика снижения показателей стала не так стремительна (к примеру, внешняя торговля в феврале меньше, чем в прошлом году на 25 процентов, однако в январе ситуация была намного хуже показатели были снижены на 33 процента).

Однако стоимость нефти после падения в цене в январе растет медленно, так например, средняя стоимость нефти отечественной марки Urals, идущей на экспорт, согласно мнению экспертов информационно-аналитического сетевого издания «ПРОВЭД», по итогам с января по февраль в 2015 году уменьшилась. В сравнении с тем же промежутком времени 2014 года в два раза, примерно до 51,81 доллара за баррель [4].

В течение последних пяти лет данные внешней торговли являются самыми низкими.

Отрицательная динамика наблюдается не только в экспорте, но и в импорте, практически во всех географических направлениях, как со странами ближнего зарубежья, так и со странами дальнего зарубежья.

На падение темпов внешней торговли оказало влияние множество факторов, таких как введение санкций, связанных с ограниченным инвестированием и наложением запрета на ввоз некоторых товаров, падение рубля.

В январе наблюдалось наибольшее падение за последние несколько лет, но уже в следующем месяце можно было наблюдать рост, согласно данным ЦБ РФ курс отечественной валюты повысился на 2,1 процент по отношению к иностранной валюте. В феврале стоимость нефти также выросла первый раз за последние полгода, так как спрос заметно вырос, а вслед за ним повысились и цены на нефть.

Если рассматривать структуру внешней торговли с странами ближнего зарубежья и дальнего зарубежья по состоянию на январь и февраль, она изменилась не сильно.

На страны ближнего зарубежья пришлось 11,5 процента или 9, 64 миллиарда рублей, на страны дальнего зарубежья пришлось 88,5 процентов или 73,69 миллиарда рублей.

Россия ведет активную политику в сфере торговых отношений со странами ближнего зарубежья, но при всех условиях доля торговли падает.

По состоянию на 2014 год Россия осуществляет со странами ближнего зарубежья от 13 и до 14 процентов всей внешней. На начало 2015 года на долю СНГ пришлось 12 процентов. Среди стран самые низкие показатели внешнеторгового оборота с Украиной. В январе и феврале 2014 года экспорт был снижен на 54 процента, а импорт на целых 58 процентов, это связано с военными действиями на территории Украины и в связи с этим падение промышленного производства повлекло за собой падение показателей торговли.

У данного соседнего государства промышленное производство снизилось по сравнению с 2014 годом в 2015 году на 22,5%. В последующее время торговые отношения с Украиной сократятся еще больше, так как наблюдается увеличение показателей торговли Украины со странами ЕС, который сохранил для нее односторонние преференции. До декабря 2015 года, по данным статистического сборника РФ общий внешнеторговый оборот Украины с января по февраль 2015 года был равен 12 миллиардам долларов, причем экспорт в ЕС был больше экспорта в страны СНГ почти в два раза. Согласно данным статистического сборника РФ в торговле со странами ближнего зарубежья наблюдается значительный рост экспорта в Азербайджан. Если рассматривать структуру экспортируемого товара, то наибольшие поставки среди углеводородов. Положительная динамика наблюдается в поставках из Таджикистана продовольственных товаров, однако с остальными странами ближнего зарубежья все не так хорошо. Например, из Туркмении значительно сократились показатели импорта на 89 процентов и из Армении на 70 процентов.

Одним из факторов снижения торговли Армении с России стало падение курса рубля, так как по состоянию на 2014 год один драма составлял 12,04 рублей, когда в январе 2015 года драма был равен 7,41 рубля.

Отрицательная динамика внешнеторгового оборота наблюдается и с Республикой Беларусь. Здесь экспорт сократился на целых 35 процентов, а импорт на 41 процент. Большое влияние на падение показателей оказывает как падение производства в Беларуси, так и падение покупательской способности в России, в связи с ограничением на повышение цен, когда импорт стал не выгоден. Также стоит обратить внимание на аномальную жару в 2015 году, в Беларуси просто снизилась потребность в российских энергоносителях, что также сказалось на товарообороте.

В общем итоге прослеживается тенденция сокращения товарооборота России со странами ближнего и дальнего зарубежья. В основном более всего сокращение торговли наблюдается со странами СНГ, на которые когда-то приходились значительные доли импорта и экспорта – Беларусь, Украина, Казахстан.

С начала 2015 года товарооборот с Республикой Беларусь составил 32,5 процента, с Украиной 24,7 процента, с Казахстаном 22,9 процента, с Азербайджаном 5, 7 процентов. Следует отметить, что экспорт в страны ближнего зарубежья в количестве возрос, однако значительно была уменьшена его стоимость, практически по всем видам товаров. Однако совсем иная ситуация с импортом.

Большую часть в структуре экспорта из России в страны СНГ составляет нефть и минеральные продукты. С начала 2015 года Россия выручила за январь от продажи нефтепродуктов и минералов в страны СНГ 3606,58 миллионов долларов США.

После нефти на втором месте по поставкам в экспорте заняли машины и оборудования, их экспорт составил 939,72 миллиона долларов, далее экспорт химической промышленности, который равнялся 745,85 миллионов долларов, что заметно ниже, чем в 2014 году, когда химическая промышленность превосходила машины и оборудования, и занимала позицию выше. Объем оборудования и машин в начале2015 года составил 13,4 процента. Стоимость экспорта товаров машиностроения снизилась на 27,3%, из них механическое оборудование снизилось на 32,1 процент, электрическое оборудование на 38,7 процент. На уменьшении экспорта данных товаров повлияло сокращение их производства и экспорта российского вооружения. Помимо всех названных причин, большая часть экспорта идет в страны дальнего зарубежья.

Подводя итоги, можно отметить, что с начала 2015 года ситуация в промышленности стала стабилизироваться в основном на это повлияли, как внешние, так и внутренние факторы, а именно такие, как медленное укрепление курса национальной валюты, небольшой рост цены на нефтепродукты, в основном положительная динамика наблюдается у показателей металлургического сектора. Однако темпы роста показателей заметно отстают от прошлого года.

 

Список литературы:

1.  Ляско В.И Стратегическо планировани развити предприятия: Учебно пособи дл вузов — М.: Издательств «Экзамен», 2005. — 288 с.

2.  М. Г. Миронов. Ваша конкурентоспособность: Научная книга; Москва; 2013 - 160 с.

3.http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1139918730234

4.  Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД»

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.