+7 989 669 15 15



Факторы, влияющие на отношение студентов вузов к занятиям физической культурой




Буянова Татьяна Владимировна *
Голубничий Сергей Петрович **

старший преподаватель *
старший преподаватель **
РЭУ им. Г.В. Плеханова , г. Москва


в статье представлены результаты опроса студенческой молодежи, проведенного с целью выявления ее отношения к занятиям физической культурой

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, мотивация, физическая культура.




Библиографическое описание: Буянова Т.В., Голубничий С.П. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ [Текст] //Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии: сборник материалов 11-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 25 сентября 2016 г.) - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 59-61


Сегодня всё больше и больше поднимается тема о ведении здорового образа жизни, которую обсуждают разные поколения. По какой причине данная тема стала столько популярна, и почему люди стали вдруг об этом беспокоиться? Дело всё в том, что наше общество стало понимать, что самая большая ценность, которая дана человеку – это здоровье и только здоровый образ жизни будет способствовать сохранению, укреплению и развитию нашего самого главного богатства.

 Ритм современного общества иначе как сумасшедшим назвать сложно, особенно если речь идет о крупном городе. Многие молодые люди сталкиваются с тем, что им приходится совмещать работу с учебой, их режим и питание ухудшаются, появляются такие вредные привычки, как курение и употребление алкоголя. Всё это ведет к ослабеванию физической подготовленности человека, а как следствие и целого поколения! Мы часто слышим о призывах к здоровому образу жизни, но на практике и по факту мы видим следующее: ухудшение здоровья молодежи, увеличение веса, обострение различных видов заболеваний. Получается, это всё пустые слова? На самом деле, мы думаем, что нет. Просто, к сожалению, немногие студенты понимают важность сохранения своего здоровья.

Бесспорно, основной фактор сохранения здоровья – это оптимальная физическая активность. К сожалению, многие профессии в нашем урбанизированном и наполненном продуктами научно-технического прогресса обществе не требуют какой-то специальной физической подготовки, то есть появилось много «сидячих» рабочих мест, а как следствие, у нашего общества появился «двигательный голод». Скорее всего, это понимают многие, но далеко не все хотят с этим бороться и что-то предпринимать в этой направлении. Почему? Мы полагаем, это из-за отсутствия мотивации.

Давайте рассмотрим, что же движет, что мотивирует и стимулирует студента заниматься физической культурой? По нашему мнению, самой сильной мотивацией является возможность укрепления здоровья и профилактика заболеваний. То, что физические упражнения положительно влияют на организм, не подвергается никаким сомнениям, поэтому это важный мотив заниматься физической культурой. Затем, известен факт, что периодическое выполнение специальных физических упражнений с учетом особенностей труда повышает эффективность отдыха больше, чем пассивная релаксация, поэтому следующий мотив – повышение работоспособности. Следующая мотивация – спортивная, которая ориентирована на определенные достижения в спорте. Также можно рассмотреть эстетическую мотивацию, суть которой заключена в следовании моде на здоровье, на красивое человеческое тело. Отметим и мотивацию, связанную со стремлением к общению: люди занимаются в группах, находят общие интересы, общаются. И последнее, пожалуй, что хотелось бы отметить – стремление познать свой организм и свои возможности. Это мотивирует студента победить собственную лень, по-максимуму использовать физические способности своего организма, узнать, на что человек способен.

Нами было проведено небольшое исследование среди студентов, которым задали несколько интересуемых нас вопросов. Респондентами являлись юноши (20 человек) и девушки (20 человек) возрастной группы от 19 - 22 лет.

Первый вопрос звучал так: «Как часто Вы занимаетесь физической культурой?» Были получены следующие результаты: 23 человека занимаются 2-3 раза в неделю, 14 человек занимаются редко, 2 человека – практически ежедневно, 1 респондент – 3-4 раза в месяц. Вариант «вообще не занимаюсь» никем из опрошенных выбран не был.

Следующий вопрос был такой: «Цель Ваших занятий физической культурой». Среди ответов: стремление улучшить телосложение – 25 опрошенных, желание улучшить здоровье – 4 респондента, желание получить эмоциональную разрядку – 11 студентов. Вариант «расширение круга общения» выбран не был.

И заключительным вопросом, который больше всего был нам интересен, был вопрос о причинах, которые препятствуют занятиям физической культурой. Ответы были получены следующие: отсутствие желания – 9 респондентов, недостаток свободного времени – 22 студента, коммерческий характер спортивных учреждений – 5, отсутствие условий или недостаточно развитая инфраструктура – 4.

Подводя итог работы, мы пришли к определенным выводам. Несомненно, сегодня довольно большое внимание уделяется спорту и физическому развитию личности, но фактически среди молодежи мы видим обратное – ухудшение физической подготовленности. Что же является факторами, препятствующими студентам заниматься физическими упражнениями? Лидерами в этом вопросе являются отсутствие желания и недостаток свободного времени. Также мы можем отметить, что значение имеет и то, что многие спортивные заведения – коммерческие и не каждый студент может себе позволить его посещать. Также нельзя и забывать о том, что некоторые просто не имеют доступа к данным заведениям – скорее всего, инфраструктура района не предполагает наличия спортивного зала или фитнес-клуба, что препятствует занятиям. На наш взгляд, ещё одной причиной может являться и то, что сейчас огромное количество учреждений для досуга и многие студенты предпочитают проводить время там: в кафе, кинотеатре, баре и др.

Таким образом, для решения назревшей на сегодня проблемы мы можем предложить следующие решения:

1. Доносить до студентов важность занятий физической культурой, мотивировать их заниматься, объяснять, что крепкое здоровье – залог активной и плодотворной жизни.

2. Необходимо организовывать правильно свой день и рационально использовать время, выделяя в своем графике время на систематические занятия физической культурой.

3. Спортивным коммерческим учреждениям делать различные акции и скидки студентам, чтобы привлечь их к занятиям. Учебным заведениям – делать более доступными спортивные залы и площадки.

4. Необходима забота о здоровье нации и на государственном уровне: улучшение инфраструктуры, увеличение часов учебных занятий в школах и вузах, предоставление возможности заниматься тем видом физических упражнений, который больше нравится школьнику/студенту.

Необходимо понимать, что физическая культура – это наше здоровье, здоровье подрастающего поколения, нации. Мы просто обязаны прекратить тенденцию роста в противоположную от положительной стороны, и, наконец-то, улучшить эти показатели.

 

Список литературы:

1. Бочкарева С.И. Физическая культура в формировании мировоззрения современной молодежи/С.И. Бочкарева, Т.В. Буянова, Т.П. Высоцкая//Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сб. тр. науч-практич. конф. - Чебоксары: ООО «ЦНС «Интерактив Плюс», 2016. - С.176-178.

2. Бочкарева С.И. Функциональная тренировка как средство повышения мотивации обучающихся к занятиям физической культурой/С.И. Бочкарева, Т.П. Высоцкая, О.П. Кокоулина//Purposes,tasksandvaluesofeducationinmodernconditions: сб. тр. науч-практич. конф. - Прага: VedeckovydavatelskecentrumSociosfera-CZs.r.o., 2014. - С.91-95.

3. Бочкарева С.И. Физическая культура студента как составляющая его конкурентноспособности на рынке труда/С.И. Бочкарева, С.Б. Маврина, Д.А. Селихова//Humanhealhasaproblemofmedicalsciencesandhumanities: сб. тр. науч-практич. конф. - Прага: VedeckovydavatelskecentrumSociosfera-CZs.r.o., 2015. - С.56-60.

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»