Феномен субъективного благополучия в психологической науке




Шумилов Денис Васильевич

студент II курса магистратуры Гуманитарный университет, Факультет социальной психологии Россия, г. Екатеринбург

Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы толкования субъективного благополучия с точки зрения различных течений современной психологии. Анализ научной литературы позволил определить, суть субъективного благополучия, как своеобразное качества человека, которое обретается в процессе жизнедеятельности

Ключевые слова: Ключевые слова:




Библиографическое описание: Шумилов Д.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 11-й международной научно-практической конференции., 24 июля 2016 г. - Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 – С. 23-26


В последние десятилетия проблема субъективного благополучия все чаще становится предметом исследования психологов. Это вызвано острой для психологической науки и практики необходимостью в определении того, что служит основанием для внутреннего равновесия личности, из чего оно складывается, какие эмоционально-оценочные отношения лежат в его основе, каким образом оно участвует в регуляции поведения, каким образом можно помочь личности в решении проблемы благополучия. Благополучие и здоровье личности представляют собой непрерывный процесс восхождения и осуществления личностной самореализации. Особенно остро этот вопрос становится в ситуации неопределенности, в переходные периоды, как в личностном, так и профессиональном развитии. Неопределенность как социальная реальность задает принципиально иные формы и ориентиры достижения благополучия или счастья человеком [1, с. 271].

Субъективное благополучие во многом определяется процессом социализации и системой смысловых отношений. Профессиональная сфера, в которой происходит становление и реализация личности, играет существенную роль в системе отношений и переживаний. Будучи одним из институтов социализации, она вносит свой вклад в становление и формирование ценностей, установок и тех образований, которые, постепенно становясь внутренними инстанциями, во многом определяют направленность оценок жизнедеятельности и самоотношения и ощущения благополучия личности.

В психологической науке существует два стержневых подхода к пониманию природы благополучия: гедонистический и эвдемонистический. В психологии они получили развитие на основе классификации теорий благополучия Р. Райана и Э. Диси, разделивших все разработанные к этому времени подходы по осмыслению понятия «благополучия» на гедонистическое и эвдемонистическое течения.

Гедонистический подход разрабатывается преимущественно в контексте когнитивной и поведенческой психологии. Психологическое благополучие здесь определяется через достижение удовольствия и избегание неудовольствия, при этом удовольствие трактуется в широком смысле – это не только телесное удовольствие, но и удовольствие от достижения значимых целей, результатов.

Представители гедонистического подхода полагают, что психологическое благополучие характеризует, прежде всего, способность человека адаптироваться к социальному окружению и в значительной мере является результатом социального сравнения – сопоставления себя с другими людьми, собственными идеалами, устремлениями, своим прошлым. Представления гедонистического подхода о психологическом благополучии основаны «на реакции самих людей в оценке собственной жизни». Постулирование в качестве основного критерия психологического благополучия в противоположность страданию. В самом счастье представители гедонистического подхода различают три аспекта: 1. Удовлетворенность жизнью – оценка человеком качества своей жизни в целом; 2. Наличие позитивных аффективных переживаний( по параметрам силы и эффективности); 3. Отсутствие проявлений негативных аффектов: компонентов дистресса, тревожных и депрессивных симптомов. [2, с. 19].

Эвдемонистический подход разрабатывается преимущественно в гуманистической психологии. Психологическое благополучие здесь раскрывается как полнота самореализации человека в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах, нахождение «творческого синтеза» между соответствием запросам социального окружения и развитием собственной индивидуальности. Не все, что соответствует удовольствию, способствует достижению психологического благополучия. Более того, жизненные трудности, негативный, даже травмирующий опыт и переживания могут в определенных случаях выступать основой для повышения психологического благополучия человека – через более глубокое осмысление жизни, осознание собственных жизненных целей, установление более гармоничных отношений с другими людьми, обретение способности к сопереживанию.

Все подходы к исследованию феномена психологического благополучия, можно разделить на четыре основные группы.

В первой группе феномен «психологическое благополучие» рассматривается как два основных течения: гедонистическое и эвдемонистическое. К гедонистическим теориям можно отнести все те учения, где благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости – неудовлетворённости, строится на балансе позитивного и негативного аффектов это концепции Н. Брэдбёрна и Э. Динера. Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том постулате, что личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия. Такой подход характерен для взглядов А. Вотермена и А.А. Кроника. Здесь счастье понимается как форма переживания полноты бытия, связанного с самоосуществлением: это переживание возникает в случае превращения мотивации человека к миру в бесконечно большую величину.

Во второй группе психологическое благополучие рассматривается на основе изучения проблемы позитивного психологического функционирования личности (теории А. Маслоу, К. Роджерса Г. Олпорта, К.-Г. Юнга, Э. Эриксона, Ш. Бюлер, Б. Ньюгартена, М. Яходы, Д. Биррена). Основоположником этого подхода стала К. Рифф. Она обобщила и выделила шесть основных компонентов психологического благополучия: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост [4, с. 719].

К третьей группе отнесем понимание феномена «психологического благополучия» на основе психофизиологической сохранности функций. Основу этой группы составляет мнение о том, что генетические факторы также могут объяснить индивидуальные различия в психологическом благополучии. Р.М. Райан и Э.Л. Диси считают, что связь между физическим здоровьем и психологическим благополучием является очевидной. Болезнь часто вызывает функциональные ограничения, которые уменьшают возможности для удовлетворенности жизни. Р.М. Райан и К. Фредерик определили, что субъективная жизнеспособность является индикатором психологического благополучия. Они пришли к выводу, что субъективная жизнеспособность соотносится не только с такими шкалами психологического благополучия, как Автономия и Позитивные отношения с окружающими, но и с физическими симптомами. А.В. Воронина пространством бытия человека рассматривает биологическое пространство, в котором человек выступает как естественное существо. Источником формирования биологического пространства служит сохранность биологических систем организма, выражением которой является барьер психической адаптации. Уровень психологического благополучия в данном случае – это психосоматическое здоровье как отражение процесса взаимосвязи психической и соматической сфер.

К четвертой группе отнесем понимание феномена «психологического благополучия» рассмотренного П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой, как целостного переживания, выраженного в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями. Здесь психологическое благополучие рассматривается как субъективное явление, переживание (сходное с понятием субъективное благополучие в работах Э. Динера) [3, с. 40], которое напрямую зависит от системы внутренних оценок самого носителя данного переживания. При разработке понятия психологическое благополучие авторы делают акцент на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, а также на аспектах позитивного функционирования личности, считая, что наиболее удачно эти два аспекта синтезированы в охарактеризованной выше шестикомпонентной теории психологического благополучия К. Рифф. Опираясь на теорию К. Рифф (которая была сформирована в русле гуманистической психологии), П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленкова предложили понимать психологическое благополучие личности как достаточно сложное переживание человеком удовлетворенности собственной жизнью, отражающее одновременно как актуальные, так и потенциальные аспекты жизни личности.

Таким образом, анализ научной литературы позволил определить, что субъективное благополучие – это своеобразное качество человека, которое обретается в процессе жизнедеятельности, а проявляется в переживаниях содержательной наполненности и ценности жизни в целом. Субъективное благополучие – это средство достижения внутренних, социально ориентированных целей, которые служат условием реализации потенциальных возможностей и способностей.

Субъективная оценка благополучия или неблагополучия является индивидуальным критерием, позволяющим оценить и проанализировать степень самоэффективности, а также показателем удовлетворенности качества жизни в целом. Психологическое благополучие личности, наряду с физическим, играет важную роль в формировании адекватного психического состояния человека. Поскольку от того, как человек чувствует себя в этом мире, нашел ли он своё призвание и цель в жизни, зависит его дальнейшая жизнедеятельность.

 

Список литературы:

1. Аргайл, М. Психология счастья. / М. Аргайл. – М.: Прогресс, 2000. – 271 с.

2. Джидарьян, И. А. Проблема общей удовлетворенностью жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование. / И. А. Джидарьян, Е. В. Антонова. – М.: Ин-тут психологии РАН, 2009. – 19 с.

3. Джидарьян, И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания. / И. А. Джидарьян // Психологический журнал. – 2000. – № 2. – С. 40-48.

4. Ryff, C. D. The structure of psychological well-being revisited. / C. D. Ryff, C. L. Keyes // Journal of Personality and Social Psychology. – 1995. – V. 69. – P. 719-727.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»