Научное исследование феномена личностного роста курсантов военно-образовательного учреждения обусловлено требованиями к личности и деятельности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации предъявляемыми современными ФГОС, которые требуют от офицера владения широким спектром компетенций, необходимых в условиях реформирования внутренних войск в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Личностный рост – представляет собой сложное интегральное образование, которое включает ценности, мотивы и смыслы личности, совокупность психологических защит, жизнестойкость, способность к самопознанию и рефлексии, потребность личностного роста.
Условиями личностного роста являются: внутренние субъективные условия развития курсантов (мотивация, познавательная потребность, рефлексия, способность самопознания), субъективно-объективные условия (развитие субъектности и вовлеченности в деятельность, способности курсантов к авторству собственной жизни), объективно-субъективные условия (организационные условия обучения и воспитания курсантов, формирующее влияние и профессионализм педагогических работников). Триада условий базируется на равновесии индивидуальных, биологических и социальных оснований личности. Оптимальное равновесие обеспечивает разрешение противоречий внутреннего и внешнего порядка, которые выступают как точки роста.
Задачи актуализации личностного роста курсантов способна решить организованная система психолого-педагогического сопровождения в условиях военно-образовательной организации. Курсанты военного института, находясь на юношеском этапе онтогенеза, происходящие с ними события начинают воспринимать через «себя», интериоризирует в собственную психику базовые характеристики ориентировочной части военно-профессиональной деятельности – социокультурный образец российского офицера.
Таким образом, будущее детерминируется необходимостью личностного роста в настоящем психологическом времени личности – разделение во времени реальной и идеальной формы.
В теории культурно-исторического развития психики человека собственная концепция Л.С. Выготского [3] сформулированна в противовес биологизаторской точке зрения на человека. Основной акцент сделан на социализации индивида в уже сложившихся исторических условиях культурного развития общества. Личность это не продукт прошлого, а чем более зрелой она становится «чем более разветвленной становится система ее связей, реализуемых потоком деятельности в обществе…», тем больше зона ее роста [1].
Важнейшей категорией психологии, которая определяет отношение человека к личностному росту, является сознание. По определению Л.С. Выготского, сознание – это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности, что указывает нам на динамический характер процесса «деятельность – сознание – деятельность». В культурно-историческом контексте взаимоотношений, личностный рост отдельного человека имеет социальные корни и актуализируется в деятельностной форме общения людей.
Деятельностный аспект культурно-исторической концепции Л.С. Выготского развивался в работах его учеников и коллег: А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.) Деятельность, как метафора зоны роста личности не может быть конечной, как не может быть завершенным сам человек, достигший определенного результата. Напротив, – деятельность без вовлеченности, может завершиться в любое время и требует ее активных участников. Для педагогического работника - это профессиональная активность, направленная на решение задач, реализацию педагогических приемов, форм и методов развития обучающегося. Для решения задач образовательной деятельности должен быть раскрыт «подлинный ресурс профессионально-личностного развития, актуализирующийся во взаимодействии с образовательной средой» (Л.С. Выготский), содержательно наполненный личностными мотивами индивида «преодолевающего среду именно в тех точках, в которых нарушается равновесие между ним и средой» [5].При этом личность индивида должна обладать субъектными свойствами. Особое значение в формировании субъектных свойств личности в процессе образовательной деятельности приобретает личностно-ориентированный подход.
Так же, как психология личности не может существовать без конкретного человека, так и субъектом научения следует называть человека, который не механически приспосабливается к окружающей среде, а присваивает себе предметы и отношения окружающего мира путем активной деятельности, производимой совместно с другими людьми в ожидании и предвосхищении будущего результата. Условием овладения человеком культурно-историческим опытом выступает его неадаптивное поведение в той культуре и в том пространстве, где он совершает ежедневные выборы. В этом смысле «собственная культура личности» – классическая культура, выступает результатом неадаптивности и стремления индивида к социальному, человеческому совершенству.
Теоретические работы Л.С. Выготского позволили разработать оригинальные подходы к проблеме соотношения обучения и развития, к пониманию и развитию теории обучения и воспитания. В частности, концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова направлена на формирование качественно нового уровня мышления, суть которого состоит в понимании событий и анализа их возникновения при отработке учебных задач.
Проводимое автором исследование по поиску средств психолого-педагогического сопровождения личностного роста курсантов в учебной деятельности показывает, что таким средством может стать определенным образом сформулированная учебная задача и методика ее отработки, направленная на качественное улучшение содержательных характеристик личностного роста в процессе обучения. Методика отработки учебной задачи, состоящей из нескольких, различных по форме проведения занятий основывается на системном подходе к обучению (Ю.А. Конаржевский), теории содержательного обобщения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), повышении сложности обучения (Л.В. Занков). Учебная задача актуализирует у курсанта потребность работать в зоне ближайшего развития, а, следовательно, ведет к усложнению психологической характеристики личности в результате преломления внешних обстоятельств через внутренние условия в обстановке, значимой для самоотношения курсанта в ситуации воспитательного взаимодействия.
Таким образом, расширение зоны актуального развития личности в культурно-историческом пространстве происходит во взаимодействии с другими людьми и через представление о другом человеке как о самом себе, в котором основной опыт человек получает посредством интериоризации событий внешнего мира в обстановке взаимодействия с другими людьми. В вопросах актуализации потребности личностного роста у курсантов военно-образовательной организации впереди должны быть не технологии и компьютеры, а носители живого общения − педагогические работники, которые призваны решать задачи передачи культурно-исторического наследия новым поколениям людей.
Список литературы:
1. Асмолов, А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека: – 3-е изд., испр. и доп. – М.: смысл: издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
2. Большунова, Н.Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / А.Л. Журавлев, А.В. Юревич, отв. ред. – М., – 2012. – С. 138.
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека. − М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. − 1136 с, ил. – (Библиотека всемирной психологии).
4. Занков, Л.В. Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975.
5. Краснорядцева, О.М. Психолого-образовательное сопровождение подготовки специалиста [Текст] / О.М. Краснорядцева // Вестник ТГУ. – 2007. – № 305. – декабрь. – С. 165-168.
6. Конаржевский, Ю.А. Система. Урок. Анализ. – 2-е изд. – Псков: ПОИПКРО, 2012. – 400 с.
7. Эльконин, Д.Б. Психология развития человека. - Аспект Пресс, М., 2001. - 460 с.