Наблюдаемые явления природы фиксируют для того, чтобы они запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.
Во время фиксации воспитатель должен применять индивидальный подход к детям. Когда воспитатель даёт задания детям, он учитывает желание ребёнка заниматься этой деятельностью, его самочувствие, знания и умения, способность «расшифровывать» зарисовки и т.д. Эта работа должна быть добровольной.
Классификация способов фиксации наблюдений
Способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:
ментальные (разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей.)
Использование готовых форм (не подразумевают самостоятельную работу детей, напротив, дети должны узнавать объект или явление, которое показывает воспитатель на фотографии; картинках, схемах, рисунках, натуральных объектах и т. д.)
Графические способы фиксации наблюдений
зарисовывание схематическое использование
объекта зарисовывание условных знаков
регистрация обведение координатные планы подсчёт
линейных объектов сетки схемы количества
размеров объектов
фотографирование рисунки – подсчёты
Самый распространённый (но не самый простой) способ фиксации наблюдений - зарисовывание объекта.. Зарисовки может выполнять как педагог, так и дети (группа детей или отдельный дошкольник). Отражение только отдельных, самых главных, наиболее заметных, важнейших деталей, которые сильнее всего меняются в ходе эксперимента - это и есть схематическое зарисовывание.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э , Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб пособие. – М. Педагогисеское общество России,2003. – 80 с.
2. Методические советы к программе «Детство». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 304с.