+7 989 669 15 15



Фиксация результатов опытов при проведении экспериментов




Колосова Зоя Павловна*
ЮЧерепнёва Ольга Васильевна**

воспитатель МБДОУ ДС № 40 «Золотая рыбка», г. Старый Оскол

Аннотация: Процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом. Дети часто не понимают смысла совершаемых операций и не всегда могут соотнести изображение с теми явлениями, но не следует отказываться от данной работы. К фиксированию результатов следует приучать.

Ключевые слова: виды памяти, фиксация, экспериментирование.




Библиографическое описание: Колосова З.П., Черепнёва О.В. ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТОВ [Текст] // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сборник материалов 12-й международной научно-практической конференции., 20 ноября 2016 г.—Махачкала: Издательство "Апробация", 2016 — С.39-40


Наблюдаемые явления природы фиксируют для того, чтобы они запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в дневниках. Это предполагает участие в работе не только проекционных, но и ассоциативных зон мозга, что стимулирует развитие основных мыслительных операций. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Во время фиксации воспитатель должен применять индивидальный подход к детям. Когда воспитатель даёт задания детям, он учитывает желание ребёнка заниматься этой деятельностью, его самочувствие, знания и умения, способность «расшифровывать» зарисовки и т.д. Эта работа должна быть добровольной.

Классификация способов фиксации наблюдений

Способы фиксации наблюдений можно разделить на несколько видов:

ментальные (разнообразные способы фиксации увиденного в памяти детей.)

Использование готовых форм (не подразумевают самостоятельную работу детей, напротив, дети должны узнавать объект или явление, которое показывает воспитатель на фотографии; картинках, схемах, рисунках, натуральных объектах и т. д.)

 

Графические способы фиксации наблюдений

 

 

зарисовывание                      схематическое                        использование

объекта                                   зарисовывание                      условных знаков

 

регистрация           обведение         координатные       планы        подсчёт

линейных               объектов              сетки                   схемы       количества

 размеров                                                                                          объектов

 

фотографирование                                         рисунки – подсчёты

 

Самый распространённый (но не самый простой) способ фиксации наблюдений - зарисовывание объекта.. Зарисовки может выполнять как педагог, так и дети (группа детей или отдельный дошкольник). Отражение только отдельных, самых главных, наиболее заметных, важнейших деталей, которые сильнее всего меняются в ходе эксперимента - это и есть схематическое зарисовывание.

 

Список литературы:

1. Куликовская И. Э , Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб пособие. – М. Педагогисеское общество России,2003. – 80 с.

2. Методические советы к программе «Детство». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 304с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития научных исследований в 21 веке»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы социально-экономического развития»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»
XVI Международная научно-практическая конференция «Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности»