+7 989 669 15 15



ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКИКАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ




Федякова Ирина Викторовна

Старший преподаватель,ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», Российская Федерация, г. Екатеринбург.

Данная статья посвящена философскому осмыслению становления психолингвистики в качестве самостоятельной науки. Проанализированы основные этапы развития философской мысли, ставшие основой возникновения современной психолингвистики. Выявлена и обоснована необходимость рассмотрения истории возникновения психолингвистики с античных времен.

Ключевые слова: Ключевые слова: психолингвистика,наука,философия,античность,язык,речь.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Психолингвистика является сравнительно новой научной областью, возникшей на стыке двух наук – психологии и лингвистики. Она получила свое начало в 1953 году в Соединенных Штатах Америки, но фактически психолингвистические исследования начались гораздо ранее середины XX века и были связаны со многими блестящими идеями и именами.

Многие европейские, американские и отечественные психолингвисты ведут отсчет истории этой науки примерно с XIX века. И лишь некоторые ученые указывают на то, что корни возникновения психолингвистики следует искать, начиная с античности. Именно в античный период зародилось первоначальное представление о речи человека, его мышлении. В то же время накапливался и эмпирический материал, который ученые-философы пытались осмысливать теоретически.

Для правильного осмысления исторической ретроспективы и выявления ранних предпосылок становления психолингвистики в качестве самостоятельной науки необходимо провести анализ трудов мыслителей и ученых с античности до середины ХХ века.

Античные философы интересовались человеком, его речемыслительной деятельностью. Одним из важных вопросов того времени был вопрос о так называемом «природном» и условном характере слов. Основоположниками этого спора явились Гераклит, приверженец «природного» начала слов, и Демокрит, утверждавший, что предметы получают свои имена от людей, т.е. имеют условный характер. Участие в этом споре принимали и такие философы, как Протагор, Эпикур, Платон, Аристотель и многие другие мыслители античности. Не были оставлены без внимания и многие другие языковые явления.

Ученые средневековья, в основном, интересовались семантическим аспектом изучения речи. Среди них были св. Августин, Присциан, П. Абеляр, Фома Аквинский и некоторые другие философы той эпохи.

В эпоху Возрождения изучение речи развивалось довольно медленно. Одним из наиболее видных деятелей, занимавшихся изучением процесса речеобразования, можно считать Ф. Санчеса, развивавшего идею универсальной грамматики.

XVII век принес с собой рациональность в понимании природы языка. Автором этой идеи стал философ Рене Декарт. Его философская система легла в основу концепции, получившей название «Грамматика Пор-Рояля», авторами которой явились логик и философ Антуан Арно и педагог Клод Лансло. В своей работе «Грамматика общая и рациональная, содержащая основы искусства речи» авторы попытались создать систему, с помощью которой можно было бы объяснить явления общие для всех языков, выявить универсальные категории. Появление Грамматики Пор-Рояля ознаменовало собой новый подход в изучении языка, положило начало общего языкознания как научной дисциплины.

Одним из важных вопросов современной психолингвистики считается зависимость языка от внешних и внутренних факторов. Вопрос этот рассматривается в аспекте онтогенеза на примере развития речи ребенка. Но, если обратиться к XVII – XVIII векам, то можно обнаружить изучение данной проблемы уже в то время. Здесь необходимо упомянуть имена таких выдающихся ученых как Джон Локк и Готфрид Лейбниц. Локк относился к направлению философии под названием сенсуализм. В своем постулате «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах», Локк выражает основную позицию, заключающуюся в том, что человеческая психика имеет естественное происхождение и развивается, благодаря поступающим из органов чувств впечатлениям. Готфрид Лейбниц в первую очередь известен как математик, физик, философ, но неоценим его вклад и в изучение языка. «Языки – это поистине лучшее зеркало человеческого духа и …путем тщательного анализа значения слов мы лучше всего могли бы понять деятельность разума» [4, с. 67]. Лейбниц считается основоположником исторической теории происхождения языков. В конечном итоге, этот выдающийся ученый пришел к идее создания «философского языка».

В XIX веке на смену рационализму пришла идея романтизма, объявившая, что язык – проявление человеческого духа. Одним из крупнейших представителей научно-философской мысли Германии конца XIX – начала XX века был немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт. Основные его постулаты:

- Язык – проявление человеческой духовной силы.

- Язык очень тесно связан с мышлением, которое невозможно без языка.

- Язык – важнейшая составляющая человеческой культуры.

- Язык необходимо рассматривать как созидающий процесс, как совокупность актов речевой деятельности.

Одним из последователей В. фон Гумбольдта стал русский языковед А. А. Потебня. Он исследовал очень важные психолингвистические вопросы – связи мысли и слова, внутренней формы слова, став одним из наиболее выдающихся предшественников отечественной психолингвистической школы.

Среди многих выдающихся лингвистов того времени можно выделить и еще одного отечественного лингвиста – И.А. Бодуэна де Куртенэ. Он стал первым лингвистом, призывавшим исследовать различные языковые нарушения для понимания нормальных механизмов языка. Эта идея была подхвачена в дальнейшем знаменитыми неврологами и логопатологами.

В начале XX века интерес к исследованию процессов речевой деятельности значительно возрастает как за рубежом, так и в нашей стране. При этом, изучение речевой деятельности ведется по различным направлениям: гештальт-психология, бихевиоризм и др. Появляется целая плеяда лингвистов, концепции которых невозможно переоценить. Среди них швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, основоположник лингвистики XX века. Он разграничил язык, языковую способность и речь, выразив свои идеи в «Курсе общей лингвистики». Его идеи получили развитие в трудах отечественного лингвиста Л.В. Щербы, выделившего три аспекта языка: речевую деятельность (процессы говорения и понимания), языковую систему (словарь и грамматику) и языковой материал.

В психологической науке того времени также появилось несколько научных концепций, создавших условия для возникновения психолингвистики. Среди них были работы О. Нимейера, К. Бюлера, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и многих других. Все они внесли неоценимый вклад в становление психолингвистики в нашей стране.

Проведенный анализ литературы показывает, что историю становления психолингвистики необходимо рассматривать с периода античности до середины ХХ века. Именно во времена античности формировались основные направления философской мысли, получившие свое развитие в современных науках. Идеи философов и ученых, начиная с периода античности и, заканчивая серединой ХХ века, заложили основы для создания методологической базы психолингвистики, определили основные направления ее развития.

 

Cписок литературы:

  1. Бодуэн де Куртэнэ, И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Избр. труды по общему языкознанию. Т. 1. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 384 с.
  2. Гумбольдт, В.ф. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 398 с.
  3. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Астрель, 2007. – 318 с.
  4. Лейбниц Г.В. О словах: Пер. с фр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 96 с.
  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 3-е изд. – М.: Смысл, СПб.: Лань, 2003. – 288 с.
  6.   Психолингвистика: учебник для вузов / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. - 416 с.
  7.    Слобин, Д. Психолингвистика. Пер. с англ. / Д. Слобин, Дж. Грин / Под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. – М.: КомКнига, 2006. – 352


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.