Психолингвистика является сравнительно новой научной областью, возникшей на стыке двух наук – психологии и лингвистики. Она получила свое начало в 1953 году в Соединенных Штатах Америки, но фактически психолингвистические исследования начались гораздо ранее середины XX века и были связаны со многими блестящими идеями и именами.
Многие европейские, американские и отечественные психолингвисты ведут отсчет истории этой науки примерно с XIX века. И лишь некоторые ученые указывают на то, что корни возникновения психолингвистики следует искать, начиная с античности. Именно в античный период зародилось первоначальное представление о речи человека, его мышлении. В то же время накапливался и эмпирический материал, который ученые-философы пытались осмысливать теоретически.
Для правильного осмысления исторической ретроспективы и выявления ранних предпосылок становления психолингвистики в качестве самостоятельной науки необходимо провести анализ трудов мыслителей и ученых с античности до середины ХХ века.
Античные философы интересовались человеком, его речемыслительной деятельностью. Одним из важных вопросов того времени был вопрос о так называемом «природном» и условном характере слов. Основоположниками этого спора явились Гераклит, приверженец «природного» начала слов, и Демокрит, утверждавший, что предметы получают свои имена от людей, т.е. имеют условный характер. Участие в этом споре принимали и такие философы, как Протагор, Эпикур, Платон, Аристотель и многие другие мыслители античности. Не были оставлены без внимания и многие другие языковые явления.
Ученые средневековья, в основном, интересовались семантическим аспектом изучения речи. Среди них были св. Августин, Присциан, П. Абеляр, Фома Аквинский и некоторые другие философы той эпохи.
В эпоху Возрождения изучение речи развивалось довольно медленно. Одним из наиболее видных деятелей, занимавшихся изучением процесса речеобразования, можно считать Ф. Санчеса, развивавшего идею универсальной грамматики.
XVII век принес с собой рациональность в понимании природы языка. Автором этой идеи стал философ Рене Декарт. Его философская система легла в основу концепции, получившей название «Грамматика Пор-Рояля», авторами которой явились логик и философ Антуан Арно и педагог Клод Лансло. В своей работе «Грамматика общая и рациональная, содержащая основы искусства речи» авторы попытались создать систему, с помощью которой можно было бы объяснить явления общие для всех языков, выявить универсальные категории. Появление Грамматики Пор-Рояля ознаменовало собой новый подход в изучении языка, положило начало общего языкознания как научной дисциплины.
Одним из важных вопросов современной психолингвистики считается зависимость языка от внешних и внутренних факторов. Вопрос этот рассматривается в аспекте онтогенеза на примере развития речи ребенка. Но, если обратиться к XVII – XVIII векам, то можно обнаружить изучение данной проблемы уже в то время. Здесь необходимо упомянуть имена таких выдающихся ученых как Джон Локк и Готфрид Лейбниц. Локк относился к направлению философии под названием сенсуализм. В своем постулате «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах», Локк выражает основную позицию, заключающуюся в том, что человеческая психика имеет естественное происхождение и развивается, благодаря поступающим из органов чувств впечатлениям. Готфрид Лейбниц в первую очередь известен как математик, физик, философ, но неоценим его вклад и в изучение языка. «Языки – это поистине лучшее зеркало человеческого духа и …путем тщательного анализа значения слов мы лучше всего могли бы понять деятельность разума» [4, с. 67]. Лейбниц считается основоположником исторической теории происхождения языков. В конечном итоге, этот выдающийся ученый пришел к идее создания «философского языка».
В XIX веке на смену рационализму пришла идея романтизма, объявившая, что язык – проявление человеческого духа. Одним из крупнейших представителей научно-философской мысли Германии конца XIX – начала XX века был немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт. Основные его постулаты:
- Язык – проявление человеческой духовной силы.
- Язык очень тесно связан с мышлением, которое невозможно без языка.
- Язык – важнейшая составляющая человеческой культуры.
- Язык необходимо рассматривать как созидающий процесс, как совокупность актов речевой деятельности.
Одним из последователей В. фон Гумбольдта стал русский языковед А. А. Потебня. Он исследовал очень важные психолингвистические вопросы – связи мысли и слова, внутренней формы слова, став одним из наиболее выдающихся предшественников отечественной психолингвистической школы.
Среди многих выдающихся лингвистов того времени можно выделить и еще одного отечественного лингвиста – И.А. Бодуэна де Куртенэ. Он стал первым лингвистом, призывавшим исследовать различные языковые нарушения для понимания нормальных механизмов языка. Эта идея была подхвачена в дальнейшем знаменитыми неврологами и логопатологами.
В начале XX века интерес к исследованию процессов речевой деятельности значительно возрастает как за рубежом, так и в нашей стране. При этом, изучение речевой деятельности ведется по различным направлениям: гештальт-психология, бихевиоризм и др. Появляется целая плеяда лингвистов, концепции которых невозможно переоценить. Среди них швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, основоположник лингвистики XX века. Он разграничил язык, языковую способность и речь, выразив свои идеи в «Курсе общей лингвистики». Его идеи получили развитие в трудах отечественного лингвиста Л.В. Щербы, выделившего три аспекта языка: речевую деятельность (процессы говорения и понимания), языковую систему (словарь и грамматику) и языковой материал.
В психологической науке того времени также появилось несколько научных концепций, создавших условия для возникновения психолингвистики. Среди них были работы О. Нимейера, К. Бюлера, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и многих других. Все они внесли неоценимый вклад в становление психолингвистики в нашей стране.
Проведенный анализ литературы показывает, что историю становления психолингвистики необходимо рассматривать с периода античности до середины ХХ века. Именно во времена античности формировались основные направления философской мысли, получившие свое развитие в современных науках. Идеи философов и ученых, начиная с периода античности и, заканчивая серединой ХХ века, заложили основы для создания методологической базы психолингвистики, определили основные направления ее развития.
Cписок литературы: