ФИЛОСОФСКИЕ КОРНИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛИНГВИСТИКИКАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ




Федякова Ирина Викторовна

Старший преподаватель,ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», Российская Федерация, г. Екатеринбург.

Данная статья посвящена философскому осмыслению становления психолингвистики в качестве самостоятельной науки. Проанализированы основные этапы развития философской мысли, ставшие основой возникновения современной психолингвистики. Выявлена и обоснована необходимость рассмотрения истории возникновения психолингвистики с античных времен.

Ключевые слова: Ключевые слова: психолингвистика,наука,философия,античность,язык,речь.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Психолингвистика является сравнительно новой научной областью, возникшей на стыке двух наук – психологии и лингвистики. Она получила свое начало в 1953 году в Соединенных Штатах Америки, но фактически психолингвистические исследования начались гораздо ранее середины XX века и были связаны со многими блестящими идеями и именами.

Многие европейские, американские и отечественные психолингвисты ведут отсчет истории этой науки примерно с XIX века. И лишь некоторые ученые указывают на то, что корни возникновения психолингвистики следует искать, начиная с античности. Именно в античный период зародилось первоначальное представление о речи человека, его мышлении. В то же время накапливался и эмпирический материал, который ученые-философы пытались осмысливать теоретически.

Для правильного осмысления исторической ретроспективы и выявления ранних предпосылок становления психолингвистики в качестве самостоятельной науки необходимо провести анализ трудов мыслителей и ученых с античности до середины ХХ века.

Античные философы интересовались человеком, его речемыслительной деятельностью. Одним из важных вопросов того времени был вопрос о так называемом «природном» и условном характере слов. Основоположниками этого спора явились Гераклит, приверженец «природного» начала слов, и Демокрит, утверждавший, что предметы получают свои имена от людей, т.е. имеют условный характер. Участие в этом споре принимали и такие философы, как Протагор, Эпикур, Платон, Аристотель и многие другие мыслители античности. Не были оставлены без внимания и многие другие языковые явления.

Ученые средневековья, в основном, интересовались семантическим аспектом изучения речи. Среди них были св. Августин, Присциан, П. Абеляр, Фома Аквинский и некоторые другие философы той эпохи.

В эпоху Возрождения изучение речи развивалось довольно медленно. Одним из наиболее видных деятелей, занимавшихся изучением процесса речеобразования, можно считать Ф. Санчеса, развивавшего идею универсальной грамматики.

XVII век принес с собой рациональность в понимании природы языка. Автором этой идеи стал философ Рене Декарт. Его философская система легла в основу концепции, получившей название «Грамматика Пор-Рояля», авторами которой явились логик и философ Антуан Арно и педагог Клод Лансло. В своей работе «Грамматика общая и рациональная, содержащая основы искусства речи» авторы попытались создать систему, с помощью которой можно было бы объяснить явления общие для всех языков, выявить универсальные категории. Появление Грамматики Пор-Рояля ознаменовало собой новый подход в изучении языка, положило начало общего языкознания как научной дисциплины.

Одним из важных вопросов современной психолингвистики считается зависимость языка от внешних и внутренних факторов. Вопрос этот рассматривается в аспекте онтогенеза на примере развития речи ребенка. Но, если обратиться к XVII – XVIII векам, то можно обнаружить изучение данной проблемы уже в то время. Здесь необходимо упомянуть имена таких выдающихся ученых как Джон Локк и Готфрид Лейбниц. Локк относился к направлению философии под названием сенсуализм. В своем постулате «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы в чувствах», Локк выражает основную позицию, заключающуюся в том, что человеческая психика имеет естественное происхождение и развивается, благодаря поступающим из органов чувств впечатлениям. Готфрид Лейбниц в первую очередь известен как математик, физик, философ, но неоценим его вклад и в изучение языка. «Языки – это поистине лучшее зеркало человеческого духа и …путем тщательного анализа значения слов мы лучше всего могли бы понять деятельность разума» [4, с. 67]. Лейбниц считается основоположником исторической теории происхождения языков. В конечном итоге, этот выдающийся ученый пришел к идее создания «философского языка».

В XIX веке на смену рационализму пришла идея романтизма, объявившая, что язык – проявление человеческого духа. Одним из крупнейших представителей научно-философской мысли Германии конца XIX – начала XX века был немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт. Основные его постулаты:

- Язык – проявление человеческой духовной силы.

- Язык очень тесно связан с мышлением, которое невозможно без языка.

- Язык – важнейшая составляющая человеческой культуры.

- Язык необходимо рассматривать как созидающий процесс, как совокупность актов речевой деятельности.

Одним из последователей В. фон Гумбольдта стал русский языковед А. А. Потебня. Он исследовал очень важные психолингвистические вопросы – связи мысли и слова, внутренней формы слова, став одним из наиболее выдающихся предшественников отечественной психолингвистической школы.

Среди многих выдающихся лингвистов того времени можно выделить и еще одного отечественного лингвиста – И.А. Бодуэна де Куртенэ. Он стал первым лингвистом, призывавшим исследовать различные языковые нарушения для понимания нормальных механизмов языка. Эта идея была подхвачена в дальнейшем знаменитыми неврологами и логопатологами.

В начале XX века интерес к исследованию процессов речевой деятельности значительно возрастает как за рубежом, так и в нашей стране. При этом, изучение речевой деятельности ведется по различным направлениям: гештальт-психология, бихевиоризм и др. Появляется целая плеяда лингвистов, концепции которых невозможно переоценить. Среди них швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, основоположник лингвистики XX века. Он разграничил язык, языковую способность и речь, выразив свои идеи в «Курсе общей лингвистики». Его идеи получили развитие в трудах отечественного лингвиста Л.В. Щербы, выделившего три аспекта языка: речевую деятельность (процессы говорения и понимания), языковую систему (словарь и грамматику) и языковой материал.

В психологической науке того времени также появилось несколько научных концепций, создавших условия для возникновения психолингвистики. Среди них были работы О. Нимейера, К. Бюлера, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева и многих других. Все они внесли неоценимый вклад в становление психолингвистики в нашей стране.

Проведенный анализ литературы показывает, что историю становления психолингвистики необходимо рассматривать с периода античности до середины ХХ века. Именно во времена античности формировались основные направления философской мысли, получившие свое развитие в современных науках. Идеи философов и ученых, начиная с периода античности и, заканчивая серединой ХХ века, заложили основы для создания методологической базы психолингвистики, определили основные направления ее развития.

 

Cписок литературы:

  1. Бодуэн де Куртэнэ, И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Избр. труды по общему языкознанию. Т. 1. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 384 с.
  2. Гумбольдт, В.ф. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – 398 с.
  3. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: Астрель, 2007. – 318 с.
  4. Лейбниц Г.В. О словах: Пер. с фр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 96 с.
  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 3-е изд. – М.: Смысл, СПб.: Лань, 2003. – 288 с.
  6.   Психолингвистика: учебник для вузов / Под ред. Т. Н. Ушаковой. – М.: ПЕР СЭ, 2006. - 416 с.
  7.    Слобин, Д. Психолингвистика. Пер. с англ. / Д. Слобин, Дж. Грин / Под общ. ред. и с предисл. А. А. Леонтьева. – М.: КомКнига, 2006. – 352


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»