ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ




Нигматулина Анна Олеговна,

бухгалтер, г. Астрахань.

Экономика театральной деятельности - одна из наиболее трудных и недостаточно разработанных областей экономической науки. В свою очередь, практика демонстрирует исключительно высокую экономическую эффективность искусства. Но что же собой представляет спектакль. Спектакль как объект продажи не совпадает полностью ни с услугой, ни с продуктом, в их классических маркетинговых определениях. В нем всегда остается нечто, связанное с его эстетической природой, что предопределяет его выпадение из специфично рыночных определений, отношений и связей. Как сложно определение понятия «спектакль», так же сложно и многогранно определение себестоимости театрально билета.

Ключевые слова: Ключевые слова: экономическая эффективность искусства,спектакль,расчет себестоимости,формирование затрат.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Экономика театральной деятельности - одна из наиболее трудных и недостаточно разработанных областей экономической науки. На первый взгляд, театральная деятельность, чисто затратная сфера, поддерживаемая за счет финансирования из бюджета. Однако это очень упрощенный взгляд, который не отражает значимость искусства в целом, и театральной деятельности, в частности, в развитии государства. Практика демонстрирует исключительно высокую экономическую эффективность искусства. Спектакль как определенное материальное эстетическое целое существует лишь во время его сценического представления: с его начала до финальных поклонов отыгравших свои роли артистов. Получается, что в качестве товара на театральном рынке имеет обращение то, чего нет в реальности. Таким образом, спектакль не относится к статусу товара - некоего продукта или услуги, предназначенной для продажи. Спектакль как объект продажи не совпадает полностью ни с услугой, ни с продуктом, в их классических маркетинговых определениях. В нем всегда остается нечто, связанное с его эстетической природой, что предопределяет его выпадение из специфично рыночных определений, отношений и связей. Следовательно, в качестве объекта купли-продажи на театральном рынке выступает не сам спектакль как таковой, а образ спектакля - идеальная художественная целостность, обладающая уникальной эстетической ценностью [3].

На сегодняшний день экономическая деятельность театра регулируется единственным законодательным документом - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" N 3612-1 от 09.10.1992 (в ред. 2013 г.). Так согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" (в ред. от 23.12.12г. №919) театр самостоятельно устанавливает цены на билеты. Цены (тарифы) на другие платные услуги и продукцию, реализуемые театром, устанавливаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Себестоимость билета на спектакль включает два вида расходов: прямые (Рпр) и косвенные (Ркосв) - и рассчитывается по формуле:

С = Рпр + Ркосв. (1)

Учреждение самостоятельно определяет в учетной политике перечень прямых расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг.

Прямые расходы (Рпр) рассчитываются по формуле:

Рпр = ФОТосн + Носн + Мз + Ап + Ими + Сам. (2)

К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги:

а) расходы на оплату труда основного персонала (ФОТосн) определяются в соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации. Заработная плата работников учреждений включает в себя:

- должностной оклад (тарифную ставку),

- выплаты стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и др.,

- выплаты стимулирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, за расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых условиях, за сверхурочную работу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

- другие виды выплат, произведенные в пользу работника, предусмотренные трудовым договором.

Расчет расходов на оплату труда производится с учетом годового фонда рабочего времени по каждой категории основного персонала и времени оказания платной услуги;

б) начисления на оплату труда (Носн);

Расходы и начисления на оплату труда учитываются по ст. 210 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации [4].

в) материальные затраты (Мз) включают расходы на приобретение инвентаря, приборов и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания услуги и не являющихся амортизируемым имуществом. Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

г) плата за аренду помещений, сооружений (Ап) определяется в соответствии с заключенными договорами. В прямые расходы арендная плата включается в том случае, если аренда уплачивается за помещения, в которых непосредственно оказывается платная услуга. Данные затраты учитываются по ст. 224 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

д) износ мягкого инвентаря (Ими) по основным подразделениям рассчитывается исходя из фактических расходов на его приобретение и срока использования. Расчет производится по фактическому списанию на основе актов. Данные затраты учитываются по ст. 310 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Износ мягкого инвентаря может быть определен по формуле:

Ими =( SUM Фсмиi /( Рд x Вд)) x Т, (3)

где: Фсми - фактическая стоимость i-го вида мягкого инвентаря, используемого при оказании платной услуги (с учетом срока использования мягкого инвентаря), в пересчете на год; Т - время оказания платной услуги (ч); Рд - число дней работы учреждения в рассматриваемом периоде (год), во время которых оказывалась платная услуга (дней); Вд - количество часов работы учреждения за день, во время которых оказывалась платная услуга (ч).

е) учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется по каждому объекту. Сумма амортизации за год i-го вида оборудования, используемого непосредственно для оказания платной услуги (Са ), определяется по формуле:

Саi = Бсi / Сиi , (4)

 где: Бс - балансовая стоимость i-го вида оборудования; Си - становленный максимальный срок использования i-го вида оборудования.

Сумма амортизации (Сам) всех видов оборудования, непосредственно участвующих в оказании платной услуги, за год равна:

Сам = (SUM (Са )i/ (Рд x Вд)) x Т, (5)

 где: Са - сумма амортизации за год i-го вида оборудования, используемого при оказании платной услуги; Рд - число дней работы оборудования за год; Вд - количество часов работы оборудования за день; Т - время оказания услуги в часах; i - виды оборудования, используемого при оказании платной услуги.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, осуществляемые учреждением в течение отчетного периода. Величина косвенных расходов определяется по формуле:

Ркосв = ФОТоу + Ноу + Рх + Аз + Рпроч, (6)

Косвенными расходами при оказании услуг в сфере культуры являются:

а) расходы на оплату труда общеучрежденческого персонала (ФОТоу) включают заработную плату общеучрежденческого персонала, непосредственно не занятого в оказании платных услуг, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Муниципальные учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры, могут учитывать муниципальные надбавки;

б) начисления на оплату труда (Ноу). Данные затраты учитываются по ст. 210 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

в) хозяйственные расходы (Рх) включают затраты на материалы для хозяйственных целей, на канцелярские товары, на текущий ремонт, коммунальные расходы, арендную плату зданий и сооружений и определяются либо по фактическим данным предшествующего года, либо в соответствии с планом работы на будущий год;

г) амортизация зданий, сооружений и других основных средств (Аз), непосредственно не связанных с оказанием услуги в сфере культуры.

д) прочие расходы (Рпроч) также определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных в соответствии с планом работы на будущий год.

В себестоимость конкретной i-ой платной услуги косвенные расходы могут быть включены пропорционально прямым расходам, приходящимся на платную услугу, через расчетный коэффициент косвенных расходов (Ккр):

Ркосвi = Рпрi x Ккрi, (7)

где: Ркосв - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость конкретной i-ой платной услуги; Рпр - величина прямых расходов, включаемых в себестоимость i-ой платной услуги; Ккр - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость данной платной услуги пропорционально прямым расходам.

Коэффициент косвенных расходов (Ккр) рассчитывается по фактическим данным предшествующего периода либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных за предшествующий период в соответствии с планом работы на будущий год по формуле:

      Ккр = SUM Ркосвi / SUM Рпрi, (8)

где: SUM Ркосв - сумма косвенных расходов в расчете на весь объем оказанных платных услуг за год; SUM Рпр - сумма прямых расходов в расчете на весь объем оказанных платных услуг за год.

Приведем пример расчета себестоимости 1 билета на спектакль «Попугай» государственного театра. Вместимость театрального зала составляет 1100 мест. Расходы на проведение одного спектакля приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Расходы на проведение спектакля «Попугай» (за 1 год)

Наименование расходов Сумма прямых расходов (руб.) Сумма косвенных расходов (руб.) Сумма расходов (руб.)
1.Заработная плата всего: в т.ч.- административно-управленческий персонал:- актеры:- художественно-постановочный персонал:- прочий персонал: 308000,00-247000,0061000,00- 114000,0060000,00--54000,00 422000,0060000,00247000,0061000,0054000,00
2. Начисления на оплату труда (30,2%): 93016,00 34428,00 127444,00
3. Износ мягкого инвентаря: 930,00   930,00
4. Сумма амортизации оборудования: 1470,00 - 1470,00
5. Материальные затраты (приобретение 2 воздушных шарика необходимых для проведения спектакля)   80,00   -   80,0
6. Прочие расходы всего: в т.ч.- охрана здания:- расходы на рекламу: --- 5250,003500,001750,00 5250,00 
7. Расходы на коммунальные услуги: - 143000,00 143000,00
Итого: 403496,00 304028,00 707524,00

 

В театре в себестоимость спектакля косвенные расходы включаются пропорционально прямым расходам, приходящимся на данный спектакль, через расчетный коэффициент косвенных расходов. Рассчитаем коэффициент косвенных расходов:

Ккр= 304028,00/403496,00=0,75.

Затем рассчитаем величину косвенных расходов включаемых в себестоимость спектакля:

Ркосв=304028,00 х 0,75=228021,00 (руб.).

Себестоимость проведения спектакля «Попугай» составит:

Сспектакля= 403496,00+228021,00=631517,00 (руб.).

Рассчитаем себестоимость 1 билета на данный спектакль:

Сбилета= 631517,00/1100= 574 (руб.).

Цена билета при рентабельности 15% составит:

Цбилета= 574 + (574 х 0,15) = 660 (руб.).

В театре предусмотрена ценовая политика, представленная в таблице 2.

 

Таблица 2

Ценовая политика театра

№ ряда Количество мест(шт.) Процентное соотношение цены в зависимости от ряда (%) Цена билета (руб.) Выручка (руб.)
1-15 290 120% 792,00 229680,00
11-28 340 110% 726,00 246840,00
29-48 350 100% 660,00 231000,00
Балкон 120 23,3% 154,00 18480,00
Итого: 726000,00

 

 При организации платных мероприятий учреждения культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Порядок установления льгот регулируется законодательством РФ. Льготы устанавливаются приказом руководителя учреждения культуры [1] .

Стоимость билетов на спектакли, зависит и от ряда факторов таких как: известность и престижность театральной организации, популярность и направление представления, удалённость занимаемого места от сцены, так же имеет значение при билетном ценообразовании и др.

 

Список литературы:

1. Федеральный закон "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" N 3612-1 от 09.10.1992 (в ред. 2013 г.),

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" (в ред. от 23.12.12г. №919),

3. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы. М.: Дашков и К, 2010. -484с.

4. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Проспект, 2009. -336с.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»