+7 989 669 15 15



ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУ-ДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ




Ходотова Марина Ивановна,

аспирант, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, г. Брянск.

В статье рассматривается процесс формирования информационной компетентности студентов физкультурного вуза на занятиях по информатике. В качестве способа интенсификации учебного процесса используется технология проблемного обучения.

Ключевые слова: Ключевые слова: информационная компетентность,информационные компетенции,проблемное обучение.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Переход от традиционного обучения к компетентностно-ориентированному образованию – главная цель российской высшей школы. В рамках компетентностного подхода к подготовке специалистов в области физической культуры и спорта каждая дисциплина является звеном в общей цепи формирования необходимых качеств выпускника.

В этой связи курс «Информатика» направлен на ознакомление студентов с современными методами обработки информации, компьютерной техникой, методическими основами применения персональных компьютеров и программного обеспечения в области физической культуры и спорта, вооружение их знаниями и формирование умений и навыков решения прикладных задач с помощью персонального компьютера.

Изучая дисциплину, студенты должны формировать универсальные информационные компетенции:

–      понимание сущности информации, её роль в исследованиях и образовании; знание способов получения, хранения, обработки и передачи информации; знание структуры, принципов работы и основных возможностей ЭВМ; выработка навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний;

–      знание о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;

–      способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;

–      организация собственной информационной деятельности и планирование ее результатов с помощью информационных технологий; самостоятельное приобретение и использование в практической деятельности новых знаний и умений средствами информационных технологий, расширение и углубление своего научного мировоззрения.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 – Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 2010 года, среди компетенций, способствующих таковым целям выделяются:

–      Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

–      Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).

–      Стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8).

–      Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9).

–      Использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13).

–      Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15).

–      Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке (ОК-16).

–      Владение методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способность формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27) [2].

Дадим характеристику компетенций (таблица 1).

 

Таблица 1

Сущностные характеристики компетенции

Компетенции Структура компетенции
ОК-1 -    Знание понятия информации, ее хранения, обработки и представления.-    Умение использовать стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности.-    Овладение основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления информации; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права.
ОК-4 -    Знание основных типов алгоритмов, языков программирования и стандартного ПО профессиональной деятельности.-    Умение составлять программы на языке программирования с использованием основных операторов: ввода, вывода, присваивания, безусловного и условного переходов, цикла, подпрограмм, массивов, графики; управлять исполнением программы; применять стандартные функции и подпрограммы; использовать изученные прикладные программные средства.-    Овладение подготовкой и проведением выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов; компьютерной техникой и необходимым ПО; соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права.
ОК-8 -    Знание основных понятий информатики, ПО.-    Умение использовать изученные прикладные программные средства.-    Владение навыками работы с информацией с помощью ИКТ. 
ОК-9 -    Знание основных понятий информатики, ПО.-    Умение осуществлять рефлексию своей деятельности при работе с ИКТ.-    Владение навыками работы с ИКТ.
ОК-13 -    Знание ПО.-    Умение использовать возможности ИКТ в своей профессиональной работе.-    Владение навыками работы с ИКТ.
ОК-15 -    Знание понятия информации, ее хранения, обработки и представления; основных технологий создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств ИКТ; назначения и видов информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.-    Умение использовать стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности.-    Владение основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления информации.
ОК-16 -    Знание основных понятий из области сетевых технологий; основные характеристики передачи информации с использованием ИКТ.-    Умение использовать сетевые технологии.-    Владение навыками использования ИКТ при работе с глобальными компьютерными сетями.
ПК-27 -    Знание основных понятий из области сетевых технологий; основных характеристик передачи информации.-    Умение использовать возможности ИКТ в своей профессиональной работе.-    Владение навыками работы с ИКТ.

 

Можно выделить три уровня сформированности информационной компетентности у студентов-выпускников физкультурного вуза: низкий (обязательный) уровень, средний (уровень возможностей), продвинутый (творческий) уровень.

Низкий (обязательный) уровень характеризуется несформированностью информационных мотивов и потребностей, общей ориентировкой студентов в способах предполагаемой деятельности. Выработана элементарная база знаний, умений и навыков, касающихся обработки, хранения и передачи информации, репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам. Возможно «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации. Овладение одним из языков программирования для решения простейших задач. Умение составлять простейшую презентацию для публичного выступления. Элементарные умения в использовании средств Интернета в целях делового общения, знание порядка регистрации на Портале государственных и муниципальных услуг. Ограничены умения работы с различными источниками информации с использованием разных средств и методов – овладение компьютерной техникой и программным обеспечением находятся в стадии формирования. Отсутствует гибкость и вариативность информационного мышления. Плохо развиты творческие способности, самостоятельная информационно-познавательная деятельность. Охотно принимается любая помощь извне. Слабая рефлексия своей деятельности.

Средний (уровень возможностей) определяется развитием системы информационных потребностей и интересов. Ориентированность информационных запросов студентов на специфику будущей профессии. Работа с различными источниками информации, владение основными видами научно-исследовательской работы. Знания носят продуктивный характер – осознанное усвоение специальных знаний, грамотное оперирование понятиями. Сформированы умения обработки, хранения и передачи информации. Гибкое информационное мышление. Овладение одним из языков программирования при решении разнообразных задач и умение представить написанную программу в виде блок-схемы. Публичное выступление при использовании грамотно составленной презентации. Обладание коммуникативной культурой. Владение средствами Интернета и соблюдение информационной безопасности, информационной этики и права. Проявляется готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности, минимальная помощью извне. Обладание коммуникативной культурой. Решение прикладных задач посредством применения информационных технологий, профессионально-ориентированных программных продуктов. Наличие потребности в саморазвитии.

Для продвинутого (высокого) уровня характерно, что мотивами информационно-учебной деятельности студентов являются будущие профессиональные достижения, которые они рассматривают с точки зрения их полезности для окружающих людей и общества. Освоены студентами способы и средства получения, анализа и обобщения результатов тренерской деятельности, их математико-статистической обработки, сформирована психологическая установка на всестороннее применение информационных технологий для решения учебных и профессионально-прикладных задач (планирование тренировочного процесса, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, моделирование и т. д.). Овладение и свободное оперирование несколькими языками программирования. Развитая коммуникативная культура. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке. Будущий специалист такого уровня способен креативно подходить к выполнению творческих заданий. Он осознает ценность информации, умело рефлексирует и прогнозирует свои действия, постоянно совершенствуется в вопросах, связанных с информационными технологиями и программными средствами в области физической культуры и спорта.

Важным способом интенсификации учебного процесса на занятиях по информатике в целях формирования информационной компетентности студентов является применение технологии проблемного обучения.

В педагогической литературе выделяется пять уровней проблемного обучения:

  1. Преподаватель в начале занятия ставит проблему и формулирует тему занятия, определяет дидактическую цель занятия, знакомит с планом и этапом работы, с формами контроля выполнения предстоящей работы, предлагает методы и средства обучения.
  2. Все указанные этапы первого уровня проблемного обучения также имеют место, кроме методов, средств обучения и форм контроля знаний, которые студенты разрабатывают самостоятельно в зависимости от правильности понятых ими цели и задач обучения.
  3. Предусматривается еще большая самостоятельность. В этом случае преподаватель только формулирует проблему, цели и задачи обучения, остальное определяют сами студенты, преподаватель же выступает в роли консультанта.
  4. Преподаватель только ставит проблему, остальные пункты реализации проблемности в обучении определяют студенты под контролем преподавателя, который берет на себя управление учебным процессом только на стадии контроля знаний.
  5. Весь процесс обучения переходит фактически на стадию самообучения. Студенты все делают самостоятельно, начиная с постановки и формулировки проблемы данной темы учебного занятия. Преподаватель – консультант [1, с. 141-142].

Проблемно-ориентированный подход к обучению информатике позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо проблемной ситуации, что требует от них большой собранности, коллективизма.

Технологию проблемного обучения для формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту можно использовать как в области теоретического, так и в области практического обучения на занятиях по дисциплине, например, в процессе знакомства с наиболее популярными программами в информатике.

Внедрение проблемного подхода в практическую работу позволит стимулировать активную мыслительную деятельность обучаемых, будет способствовать развитию навыков поиска, восприятия, отбора, анализа, организации и представления информации.

 В целях формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе технологи проблемного обучения нами были разработаны электронные лекции по информатике, индивидуальные практикумы в качестве лабораторных работ по текстовому процессору MS Word, табличному редактору MS Excel [4], базам данных MS Access [3], общие задания по текстовому процессору WordPad, архиватору WinRar. В целях определения уровня сформированности информационной составляющей компетентности студентов разработан комплекс тестовых заданий по дисциплине.

Подготовка компетентных выпускников призвана удовлетворять потребности работодателей в качественных специалистах.

Востребованность работника на рынке труда в современных экономических условиях – критерий качества его образования.

 

Список литературы:

1.        Кайнова, Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие для учрежд. сред. проф. образования / Э. Б.Кайнова. – М., 2007. – 205 с.

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 – Физическая культура от 2010 года (квалификация (степень) «бакалавр»), 2010 г.

3.        Ходотова, М.И. Практикум по Microsoft Access для специальности 032101(65) – Физическая культура и спорт / М.И. Ходотова. – Брянск: Курсив, 2012. – 68 с.

4.        Ходотова, М.И. Практикум по Microsoft Excel для специальностей 032101 (65) – Физическая культура и спорт, 032102 (65) – Адаптивная физическая культура / М.И. Ходотова. – Брянск: Курсив, 2012. – 52 с.


 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»