Переход от традиционного обучения к компетентностно-ориентированному образованию – главная цель российской высшей школы. В рамках компетентностного подхода к подготовке специалистов в области физической культуры и спорта каждая дисциплина является звеном в общей цепи формирования необходимых качеств выпускника.
В этой связи курс «Информатика» направлен на ознакомление студентов с современными методами обработки информации, компьютерной техникой, методическими основами применения персональных компьютеров и программного обеспечения в области физической культуры и спорта, вооружение их знаниями и формирование умений и навыков решения прикладных задач с помощью персонального компьютера.
Изучая дисциплину, студенты должны формировать универсальные информационные компетенции:
– понимание сущности информации, её роль в исследованиях и образовании; знание способов получения, хранения, обработки и передачи информации; знание структуры, принципов работы и основных возможностей ЭВМ; выработка навыков работы с компьютером как средством управления информацией; умение работать с традиционными носителями информации, распределенными базами знаний;
– знание о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
– способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
– организация собственной информационной деятельности и планирование ее результатов с помощью информационных технологий; самостоятельное приобретение и использование в практической деятельности новых знаний и умений средствами информационных технологий, расширение и углубление своего научного мировоззрения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 – Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 2010 года, среди компетенций, способствующих таковым целям выделяются:
– Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).
– Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4).
– Стремление к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию и повышению своей квалификации и мастерства (ОК-8).
– Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-9).
– Использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применение методов теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности (ОК-13).
– Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имение навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-15).
– Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке (ОК-16).
– Владение методами обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, способность формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-27) [2].
Дадим характеристику компетенций (таблица 1).
Таблица 1
Сущностные характеристики компетенции
Компетенции | Структура компетенции |
ОК-1 | - Знание понятия информации, ее хранения, обработки и представления.- Умение использовать стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности.- Овладение основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления информации; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права. |
ОК-4 | - Знание основных типов алгоритмов, языков программирования и стандартного ПО профессиональной деятельности.- Умение составлять программы на языке программирования с использованием основных операторов: ввода, вывода, присваивания, безусловного и условного переходов, цикла, подпрограмм, массивов, графики; управлять исполнением программы; применять стандартные функции и подпрограммы; использовать изученные прикладные программные средства.- Овладение подготовкой и проведением выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов; компьютерной техникой и необходимым ПО; соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права. |
ОК-8 | - Знание основных понятий информатики, ПО.- Умение использовать изученные прикладные программные средства.- Владение навыками работы с информацией с помощью ИКТ. |
ОК-9 | - Знание основных понятий информатики, ПО.- Умение осуществлять рефлексию своей деятельности при работе с ИКТ.- Владение навыками работы с ИКТ. |
ОК-13 | - Знание ПО.- Умение использовать возможности ИКТ в своей профессиональной работе.- Владение навыками работы с ИКТ. |
ОК-15 | - Знание понятия информации, ее хранения, обработки и представления; основных технологий создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств ИКТ; назначения и видов информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.- Умение использовать стандартное программное обеспечение в профессиональной деятельности.- Владение основными методами и рациональными приемами сбора, обработки и представления информации. |
ОК-16 | - Знание основных понятий из области сетевых технологий; основные характеристики передачи информации с использованием ИКТ.- Умение использовать сетевые технологии.- Владение навыками использования ИКТ при работе с глобальными компьютерными сетями. |
ПК-27 | - Знание основных понятий из области сетевых технологий; основных характеристик передачи информации.- Умение использовать возможности ИКТ в своей профессиональной работе.- Владение навыками работы с ИКТ. |
Можно выделить три уровня сформированности информационной компетентности у студентов-выпускников физкультурного вуза: низкий (обязательный) уровень, средний (уровень возможностей), продвинутый (творческий) уровень.
Низкий (обязательный) уровень характеризуется несформированностью информационных мотивов и потребностей, общей ориентировкой студентов в способах предполагаемой деятельности. Выработана элементарная база знаний, умений и навыков, касающихся обработки, хранения и передачи информации, репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам. Возможно «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации. Овладение одним из языков программирования для решения простейших задач. Умение составлять простейшую презентацию для публичного выступления. Элементарные умения в использовании средств Интернета в целях делового общения, знание порядка регистрации на Портале государственных и муниципальных услуг. Ограничены умения работы с различными источниками информации с использованием разных средств и методов – овладение компьютерной техникой и программным обеспечением находятся в стадии формирования. Отсутствует гибкость и вариативность информационного мышления. Плохо развиты творческие способности, самостоятельная информационно-познавательная деятельность. Охотно принимается любая помощь извне. Слабая рефлексия своей деятельности.
Средний (уровень возможностей) определяется развитием системы информационных потребностей и интересов. Ориентированность информационных запросов студентов на специфику будущей профессии. Работа с различными источниками информации, владение основными видами научно-исследовательской работы. Знания носят продуктивный характер – осознанное усвоение специальных знаний, грамотное оперирование понятиями. Сформированы умения обработки, хранения и передачи информации. Гибкое информационное мышление. Овладение одним из языков программирования при решении разнообразных задач и умение представить написанную программу в виде блок-схемы. Публичное выступление при использовании грамотно составленной презентации. Обладание коммуникативной культурой. Владение средствами Интернета и соблюдение информационной безопасности, информационной этики и права. Проявляется готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности, минимальная помощью извне. Обладание коммуникативной культурой. Решение прикладных задач посредством применения информационных технологий, профессионально-ориентированных программных продуктов. Наличие потребности в саморазвитии.
Для продвинутого (высокого) уровня характерно, что мотивами информационно-учебной деятельности студентов являются будущие профессиональные достижения, которые они рассматривают с точки зрения их полезности для окружающих людей и общества. Освоены студентами способы и средства получения, анализа и обобщения результатов тренерской деятельности, их математико-статистической обработки, сформирована психологическая установка на всестороннее применение информационных технологий для решения учебных и профессионально-прикладных задач (планирование тренировочного процесса, учета выполняемых тренировочных нагрузок, контроля за состоянием занимающихся, моделирование и т. д.). Овладение и свободное оперирование несколькими языками программирования. Развитая коммуникативная культура. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, использовать традиционные и инновационные средства коммуникации в профессиональной области на государственном языке. Будущий специалист такого уровня способен креативно подходить к выполнению творческих заданий. Он осознает ценность информации, умело рефлексирует и прогнозирует свои действия, постоянно совершенствуется в вопросах, связанных с информационными технологиями и программными средствами в области физической культуры и спорта.
Важным способом интенсификации учебного процесса на занятиях по информатике в целях формирования информационной компетентности студентов является применение технологии проблемного обучения.
В педагогической литературе выделяется пять уровней проблемного обучения:
Проблемно-ориентированный подход к обучению информатике позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо проблемной ситуации, что требует от них большой собранности, коллективизма.
Технологию проблемного обучения для формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту можно использовать как в области теоретического, так и в области практического обучения на занятиях по дисциплине, например, в процессе знакомства с наиболее популярными программами в информатике.
Внедрение проблемного подхода в практическую работу позволит стимулировать активную мыслительную деятельность обучаемых, будет способствовать развитию навыков поиска, восприятия, отбора, анализа, организации и представления информации.
В целях формирования информационной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту на основе технологи проблемного обучения нами были разработаны электронные лекции по информатике, индивидуальные практикумы в качестве лабораторных работ по текстовому процессору MS Word, табличному редактору MS Excel [4], базам данных MS Access [3], общие задания по текстовому процессору WordPad, архиватору WinRar. В целях определения уровня сформированности информационной составляющей компетентности студентов разработан комплекс тестовых заданий по дисциплине.
Подготовка компетентных выпускников призвана удовлетворять потребности работодателей в качественных специалистах.
Востребованность работника на рынке труда в современных экономических условиях – критерий качества его образования.
Список литературы:
1. Кайнова, Э. Б. Общая педагогика физической культуры и спорта: учеб. пособие для учрежд. сред. проф. образования / Э. Б.Кайнова. – М., 2007. – 205 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 – Физическая культура от 2010 года (квалификация (степень) «бакалавр»), 2010 г.
3. Ходотова, М.И. Практикум по Microsoft Access для специальности 032101(65) – Физическая культура и спорт / М.И. Ходотова. – Брянск: Курсив, 2012. – 68 с.
4. Ходотова, М.И. Практикум по Microsoft Excel для специальностей 032101 (65) – Физическая культура и спорт, 032102 (65) – Адаптивная физическая культура / М.И. Ходотова. – Брянск: Курсив, 2012. – 52 с.