ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ




Романова Нина Сергеевна

Магистрантка, 2-й курс, КФУ(Казанский федеральный университет), г. Казань

В современном мире социокультурная ситуация общества требуют от личности мыслить логически, способности к усвоению максимальной информации. Процесс обучения требует достаточно высокого уровня интеллектуальной культуры. Важной задачей педагогической психологии является формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры.

Ключевые слова: Ключевые слова: интеллект,культура,образование,школа.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Одной из важнейших задач современного образования является обеспечение формирование способов познавательной деятельности как проявление интеллектуальной культуры. Изучением структуры интеллекта занимались Б.Г. Ананьев и его школа; проблемой творческого мышления – Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, Т.В. Кудрявцев; интеллектуальной активностью Д.Б. Богоявленская. Интеллект это способность и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач. Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Основными качествами личностного интеллекта являются глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность.

Вместе с тем целостная педагогическая система недостаточно полно отражает воспитательный аспект. Основное и дополнительное образование зачастую наполнено чисто учебной деятельностью, а система воспитательной работы недостаточно обеспечивает развитие интеллектуального потенциала. Пути решения задач умственного воспитания – это обучение и внеклассная работа с учащимися.

Во внеклассной работе имеются такие формы интеллектуального воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады. Создание комнаты творчества учащихся, где они могут пробовать себя в разных занятиях. Развитие интеллекта взаимосвязано с мотивационной сферой личности: потребностями, мотивами, интересами. Средства их формирования таковы: содержание учебного и внеурочного материала, методы его подачи и организации мыслительной деятельности, создание положительных эмоций в деятельности детей.

В тесной связи с интеллектуальным развитием протекает процесс формирования мировоззрения ученика – системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Для выработки учениками взглядов очень важна позиция педагога. Он должен сам иметь убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них с учащимися, не навязывая их и одновременно не отказываясь от них из конъюнктурных соображений. Можно считать, что в отечественной школе учитель традиционно выступает как носитель определенных норм и мировоззренческих позиций.

Первостепенную роль на всех этапах познания играет чувственный опыт ребенка, который формируется в ходе непосредственного контакта с природными и социальными явлениями. Разнообразие впечатлений обеспечит в дальнейшем высокое качество отражения действительности, размышление по поводу возникающих жизненных задач, поиск оптимального их решения, что, в свою очередь, будет способствовать развитию логического способа мышления необходимых человеку в современных условиях.

Смысл интеллектуальных занятий состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых слабые и сильные дети – могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение не учебных задач опирается не только на школьные знания, а в большей степени на поисковую активность и сообразительность ребенка. Учреждения образования играют огромную роль в формировании интеллектуальной культуры школьника.

 

Список литературы:

1. Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова ВТ., Логинова Г.Т. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших школьников. - Обнинск, 1993. - 40с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - 339 с.

3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С.234-407.

4. Бине А. Психология умозаключения. М., 1889.

5. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. Учебники и учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы). Издательство: Лабиринт. 2005. -335 с.

6. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977. - 197с.

 

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»