ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕЧЕВЕДЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ




Ивкина Юлия Михайловна

ассистент, Оренбургский государственный педагогический университет, Россия, г. Оренбург

В статье представлены задания, способствующие формированию коммуникативных учебных действий у учащихся в процессе работы над речеведческими понятиями на уроках русского языка.

Ключевые слова: Ключевые слова: универсальные учебные действия,коммуникативные универсальные учебные действия.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Переход российского образования на ФГОС второго поколения подразумевает изменение образовательной парадигмы. На первый план выходят коммуникативно-речевые функции обучения в школе.

В основе разработки стандартов нового поколения лежит системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин), позволяющий выделить универсальные учебные действия, которыми должны владеть учащиеся.

На основе анализа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: блок личностных, регулятивных, познавательных, и коммуникативных.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. [1; с. 10]. Практика убеждает, что коммуникативные умения совершенствуются в ходе взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности.

На уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Мы предлагаем использовать следующие задания при изучении темы «Стили речи» в 6 классе:

1.Составьте рассказ на тему «Что такое научный стиль речи», опираясь на план. У вас получится сообщение на лингвистическую тему.

План.

1)   Условия общения

2)   Задачи речи

3)   Ведущие стилевые черты

4)   Характерные языковые средства.

2. Составьте текст-описание какого-либо животного, выделяя его характерные свойства.

3. Расскажите, какие книги вы любите читать, какие жанры вам нравятся, расскажите о своих любимых писателях.

Задания такого вида направлены на формирование речевых умений учащихся: школьники учатся строить высказывание с использованием лингвистических терминов и понятий, умение строить высказывание в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

3.Работа в парах.

Перед вами репродукции картин замечательных русских художников: «Баба-Яга» И. Билибина и «Баба-Яга» В. Васнецова. Рассмотрите их, сравните. Подготовьте устную беседу с товарищем по парте, обмениваясь впечатлениями о картине. Тексты какого стиля получились? Почему?

Данное задание направлено на умение работать с соседом по парте, умение правильно задавать вопросы и давать полные ответы, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

4. Работа с текстом.

«Ночь настала. Тут у всех черепов на заборе гдаза загорелись, стало на поляне светло, как днем. Задрожала Василиса от страха. Ноги не идут, от страшного места не несут.

Вдруг слышит Василиса – земля дрожит ходуном ходит. Это Баба-яга в ступе летит, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам да как закричит:

-Фу, фу! Русским духом пахнет! Кто здесь?»

-Какого стиля этот текст?

-Объясните значения устаревших слов ступа и пест, обратившись к толковым словарям В. Даля и С. Ожегова.

Таким образом, современное школьное образование должно работать над формированием коммуникативных универсальных учебных действий, потому что этого требует современное общество.

 

Список литературы:

1.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы  развития современной науки»
XVII Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические проблемы развития современной науки»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XVIII Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»
XIX Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»