Роль уроков изобразительного искусства в школе достаточно высока для развития личности обучающегося, склонного к творческому самопроявлению и улучшению своих творческих способностей. Именно уроки изобразительного искусства для многих являются приобщением к миру художественного творчества. Творческий потенциал нашего общества заключён в развитии творческих способностей каждого ребёнка. Искусство для каждого человека начинается с уроков изобразительного искусства в школе. Изобразительное искусство учит не только рисовать и мыслить, но и смотреть на мир шире и глубже.
Тема экологии на уроках изобразительного искусства носит не только педагогический, но и культурно-просветительский характер. Экологический плакат – это информативное изображение, которое легко воспринимается и содержит текст с призывом для привлечения внимания людей к экологическим проблемам. Плакат широко используется в обществе и популярен в мире. Реальным способом воспитания экологической культуры школьника является привлечение внимания к проблеме и пропаганде ответственного отношения к окружающей среде. Состояние окружающей природы зависит от каждого из нас. Проведение серии занятий на уроках изобразительного искусства, посвященных экологии помогут не только привлечь внимание детей к проблеме охраны природы, помочь ощутить красоту и гармонию, воспитать ответственное отношение к окружающей среде, но позволят сформировать и закрепить композиционные навыки в процессе исполнения плаката. Плакат на тему охраны окружающей среды способствует развитию индивидуального отношения к познанию природы, пониманию и уважению к ней, определению места человека в окружающем мире. Процесс исполнения плакатов на заданную социально значимую тему даёт школьникам возможность выразить своё отношение к проблеме и способствует развитию образного мышления и закреплению знания основ композиции. Социальный плакат дает возможность самовыражения, понимание назначения и художественного языка плаката. Важным на уроках является знакомство обучающихся с художниками плакатистами и их произведениями, раскрытие мощности экологического плаката, знакомство со средствами художественной выразительности плаката.
Эффективность проведения таких занятий на уроках изобразительного искусства заключается в возможности создания методической разработки по формированию и развитию композиционных навыков, направленной на овладение обучающимися всеми этапами разработки социального экологического плаката.
В связи с этим необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические основы создания и исполнения композиции плаката;
- систематизировать и классифицировать методические условия овладения этапами разработки композиции плаката;
- рассмотреть особенности формирования композиционных навыков в процессе исполнения обучающимися плакатов;
- экспериментально проверить эффективность создания методики.
Для достижения наилучшего результата необходимо использовать комплекс теоретических методов исследования (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), комплекс эмпирических методов исследования
(психолого-педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности, наблюдение, беседы). Применение данных методов позволит выявить наиболее эффективные способы развития композиционных навыков на уроках изобразительного искусства и позволит использовать их в практике художественного образования.
Список литературы:
1. Бабурина Н. И. Русский плакат / Н. И. Бабурина – Москва.: Изд-во Художник РСФСР, 1988 – 192 с.
2. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. В. Ростовцев – Москва.: Изд-во Альянс, 2014 – 256 с.
3. Снопков А. Е. Шестьсот плакатов /А. Е. Снопков, П. А. Снопков,
4. А. Ф. Шклярук – Москва.: Изд-во Контакт-Культура, 2004 – 192 с.
5. Сокольникова Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства / Н. М. Сокольникова – Москва.: Изд-во Академия, 2013 – 256 с.
6. Чернова Н.М. Общая экология: Учебник для студентов педагогических
7. Вузов / Н. М. Чернова, А. М. Былова – Москва.: Изд-во Дрофа, 2008 – 416 с.
8. Шорохова Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства / Е. В. Шорохова – Москва.: Изд-во Просвещение, 1977 – 112 с.