В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков родной язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры.
Культуроведческий подход в обучении русскому языку, о котором пишут такие ученые, как А.Д. Дейкина и Л.А. Ходякова, востребован на современном этапе развития образования. Под данным подходом понимается «усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых» [7,с.35].
Основной единицей изучения на уроках с использованием данного подхода подавляющее большинство педагогов считает текст. Работа над связным текстом позволяет органично сочетать воспитательный, обучающий и развивающий аспекты: разные виды текстов (исторические, краеведческие, художественные) помогают сделать уроки русского языка интегрированными по содержанию. Развивая идею приобщения воспитанников к культурному наследию нации, необходимо реализовывать ее экстралингвистическим путем, то есть через расширение дидактической базы уроков, путем отбора или составления текстов, отражающих особенности и факты русской культуры, чаще всего - факты культуры родного края.
Формирование культуроведческой компетенции воспитанников является основополагающим направлением в процессе обучения русского языка и орфографии, в частности, наряду с коммуникативной и лингвистической компетенциями. Отсюда - цели обучения русскому языку не должны ограничиваться формированием и совершенствованием у воспитанников познавательных, классификационных и аналитических умений, которые обеспечивает лингвистическая компетенция, или коммуникативных умений и навыков, которые являются прерогативой коммуникативной компетенции. Именно культуроведческая компетенция является средством постижения языка как одного из составляющего звена национальной истории и культуры своего народа, осознание самобытности и уникальности традиций и обычай русских людей, и осознание существенной роли в их формировании и становлении. На этот факт указывает член- корр. РАО Е.А Быстрова, которая считает также, что культуроведческая компетенция еще и ставит своей целью «познание стереотипов поведения, этикета и реалий, характерных для жизни своего народа с целью выделения особенностей, свойственных родному языку», а также через культуроведческую компетенцию реализуется культуроносная (кумулятивная) функция языка.
На уроках русского языка необходимо использовать текстовый материал, который занимает существенное место в формировании культуроведческой компетенции воспитанников в процессе обучения орфографии. Следует отметить, что на его основе решаются не только орфографические задачи, но и нравственные. Текст в контексте культуроведческой компетенции является не только материалом для упражнений и разборов, но и средством духовного и эстетического воспитания и обучения речевому общению учащихся [2,c.342]. Приведем пример:
1. Прочитайте текст и определите стиль речи.
2. Выделите графически прилагательные и объясните правописание н и нн в суффиксах.
В низинных долинах, где естественное понижение местности способствовало повышенному накоплению влаги, в тех же срединных и северных зонах области немало березняка, осинника, дубовых рощиц, ольховых колков. Это аренные, естественные, настоящие донские леса. (Г.С.Колесников).
Задаем вопрос воспитанникам: как вы понимаете значение выделенного слова? Как вы думаете, природа северных лесов сильно отличается от лесов Центральной и Южной России? Постарайтесь описать природу северных лесов.
Еще одним направлением в решении проблемы формирования культуроведческой компетенции является познание культуры русского народа в диалоге культур, то есть «осознание самобытности, уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими культурами и языками». В данном случае термин «диалог» употребляется в значении дидактического термина. Этот термин обозначает «направленно моделируемый в учебных целях процесс встречи двух культур и на ее основе процесс осознания их общности и своеобразия, глубокого познания своей культуры и проникновения в инонациональную». Такой диалог не только обеспечивает соизучение орфографии языка и народной культуры, но и готовит учащихся к возможному диалогу в межкультурной коммуникации.
Формируя культуроведческую компетенцию воспитанников на уроках русского языка, не стоит забывать о существенной роли этимологического анализа. Данный прием поможет не только поддержать интерес к русскому языку, осознать взаимосвязь языка и истории народа, но и повысить орфографическую грамотность, обогатить словарный запас воспитанников, расширить их кругозор. Кроме того, всегда необходимо учитывать психолого-педагогическую особенность обучающихся языку - неистребимое желание проникнуть в тайну рождения слова.
Культуроведческие темы по русскому языку способствуют формированию культуроведческой компетенции воспитанников. Достаточно большое внимание уделяется культурологической, исторической направленности национального достояния. Социо- и этонокультурное направление, реализованное в данных культуроведческих темах по русскому языку, дополняет и наполняет новым смыслом общие цели обучения родному языку, в частности осознание специфических особенностей русского языка, расширение знаний воспитанников об истории, культуре своей страны. И для учителя-словесника особенно важно формировать духовно-нравственную личность на уроках русского языка.
Культуроведческий или культурологический подход в методике преподавания русского языка приобретает особое значение, поскольку образование рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал ее передачи подрастающему поколению. С помощью образования происходит становление личности молодого человека как носителя и творца культуры. Именно поэтому преподавателю русского языка и литературы необходимо формировать культуроведческую компетенцию воспитанников. Очень важно, чтобы методы и приемы передачи культурной информации, выбранные преподавателем, вызывали интерес, а не отторжение у воспитанников, и без того перегруженных многочисленными сведениями из разных наук. Ведь главная задача преподавания – научить воспитанников осваивать и «переживать» слово в соответствии с его духовным содержанием, воспитывать бережное, благоговейное отношение к слову, к русской классической литературе как искусству слова, сокровищнице духовных ценностей.
Список литературы:
Монографии, диссертации:
1. Бесков И.А. Как возможно творческое мышление. – М.,1993. – 200с.
2. Библер В.С. Мышление как творчество. – М., 2005. – 547с.
3. Доманский В.А. Литература и культура: Культуроведческий подход к изучению словесности в школе: Учеб. Пособие. М.: Флинта, 2002. – 258с.
4. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение,1990. – 176с.
Статьи из журналов:
5. Быстрова Е.А. «Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания». // Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа,2004.–С.94-97.
6. Быстрова Е.А. «Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках». // Обучение русскому языку в школе. - М.: Дрофа, 2004. С. 65-71.
7. Выготский Л.С. «Предыстория развития письменной речи». // Психология развития человека. - М.: Смысл, 2003. – С.74-87.
8. Князев Е.Н. Курдюмова С.П. Начала нелинейного мышления. // ОНС . - 2006. - №4. - С.22-28.
9. Леонтьева В.И. Образование как феномен культуротворчества. - М.: Социс, 2005. - № 1. –С. 85-89.
10. Львова С.И. «Школьный курс русского языка в контексте современного целеполагания». // Русская словесность, 2004. - №3. – С.54-61.
11. Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка // РЯШ, 2003 - №3.- С.32-37.
12. Якушева С.Д. Культурологические аспекты эстетического воспитания. // Проблемы теории и истории культуры: сборник научных трудов. Выпуск 3/науч. ред. Н.М, Мышьякова; Мин-во образования и науки РФ, Оренбургский гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.- С.126-138.