Существующая реальность такова, что система добровольных сообщений в авиационных структурах Федеральных ведомств Российской Федерации практически не функционирует. Указанный метод выявления опасных факторов, который в гражданской авиации считается приоритетным, в государственной авиации абсолютно не состоятелен и превращен в обыкновенную профанацию. Тому подтверждением является констатация данной действительности в Методическом пособии по предотвращению авиационных происшествий – «… этот метод <…> сколько-нибудь реального распространения в авиационных частях, соединениях и объединениях не получил» [1, с. 19]. Причиной подобному выступает множество факторов, и, в первую очередь, менталитет личного состава, который не позволяет серьезным образом относиться к подаче добровольных сообщений. Сам факт «донесения» об имеющемся недостатке или особой ситуации считается неприемлемым для авиационного коллектива и воспринимается «болезненно», что ставит интересующий метод повышения безопасности полетов в разряд нерациональных.
В целях реанимирования рассматриваемой системы следует изменить сам образ мышления авиатора в решении назревшего вопроса. А для этого необходима устойчивая и позитивная культура добровольных сообщений офицеров, которая позволила бы интегрировать предмет исследования в повседневную деятельность авиационных структур. Авторская педагогическая технология санкционирует достичь искомый результат посредством обоснованного и детального процесса формирования компонентов культуры добровольных сообщений личного состава. К таковым надлежит отнести аксиологический, когнитивный и личностно-управленческий, которые определяют способность и безбоязненную готовность личного состава заявить о любых опасных факторах авиационной системы в конкретных условиях летной работы.
Аксиологический компонент культуры добровольных сообщений авиационного специалиста базируется на стандартах и нормах поведения коллектива, в котором обеспечение безопасности полетов считается для каждого личностно значимым. Его субъективное отношение и принятие добровольных сообщений определяет внутренний мир, образуя в совокупности систему ориентаций всего коллектива. Провозглашенные ценности этого авиационного подразделения (части) ориентируют личный состав на допустимость анонимного или конфиденциального донесения в целях обеспечения безопасности полетов. Параллельно с ценностями в авиационной организации существуют нормы, определяющие в ней этические правила поведения. Принимая и реализуя в своей профессиональной деятельности систему норм коллектива, в котором утверждены определенные императивы поведения, авиатор оказывается включенным в него и не препятствует функционированию системе добровольных сообщений. Поэтому существующий в авиационном подразделении (части) набор ценностей и норм обладает значительной силой принудительного воздействия на каждого и в целом способствует формированию культуры добровольных сообщений личного состава.
Когнитивный компонент исследуемого феномена основан на совокупности знаний, умений и навыков, которыми должен обладать авиационный специалист, способный выявить опасный фактор в авиационной системе. Имеющаяся теоретическая база и практический опыт офицера должны позволить исполнять функциональные обязанности в неразрывной связи с системой обеспечения безопасности полетов.
Личностно-управленческий компонент культуры добровольных сообщений присущ каждому летчику в связи с тем, что большинство летного состава является одновременно командным звеном в рамках своего служебного положения. В такой ситуации от организационно-управленческого мышления офицера, его компетенции и стиля руководства будет зависеть состояние рассматриваемой категории в авиационном коллективе. Формированию культуры добровольных сообщений способствует адаптивный стиль управления авиатора, основанный на личностном подходе в рамках общего деятельностного. Личностный подход ориентирует командира на овладение практикой управления, базирующейся на современной модели управленческой деятельности, ее алгоритма и технологии, которые позволяют вовлечь подчиненных в активные взаимосвязи и взаимодействия в качестве субъектов по реализации интересующего вопроса. Посредством таких контактов определяется характер этой деятельности в границах высокой ответственности за свои действия и осознание их возможных последствий для безопасности полетов [2, с. 121]. Командиру необходимо выстроить такую систему управления, которая позволяла бы самоорганизовываться подчиненным и не бояться донести об имеющемся недостатке или о свершившемся незамеченном негативном событии, пусть даже анонимно. Членам авиационного коллектива важно быть уверенными в том, что их информация не останется без внимания, будет зафиксирована и рассмотрена в интересах обеспечения безопасности полетов.
Таким образом, учет предлагаемой технологии формирования культуры добровольных сообщений авиаторов в повседневной деятельности авиационных частей и подразделений повысит качество выявления опасных факторов в летной работе и улучшит результативность профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий.
Список литературы:
1. Методическое пособие по предотвращению авиационных происшествий: утверждено начальником Службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат, 1999. – 92с.
2. Новосельский, А.В. Организационная культура безопасности полетов государственной авиации / А.В. Новосельский // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П.А. Соловьева. – 2014. – №4 (31). – С. 120-123.