+7 989 669 15 15



ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА




Ворончихин Дмитрий Владимирович

преподаватель кафедры физической подготовки Нижегородской академии МВД России, Россия, г. Нижний Новгород

В статье рассматривается одна из важнейших современных проблем – проблема развития и популяризации культуры здоровья и здорового образа жизни среди учащихся старших классов образовательных учреждений. Обосновывается положение о том, что формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников должно стать одной из приоритетных задач современной педагогики.

Ключевые слова: Ключевые слова: культура здоровья личности,компоненты здоровья,здоровый образ жизни,образовательные учреждения,педагогика.




Библиографическое описание: Библиографическое описание:


Интенсификация жизни, эмоциональные и интеллектуальные перегрузки становятся повседневными общественными реалиями. Успешная деятельность личности в усложнившейся среде требует интеллектуальной продуктивности, эмоциональной устойчивости, для поддержания которых необходим высокий уровень здоровья, способность к быстрому восстановлению сил. Однако в последние годы в состоянии здоровья старших школьников и молодежи происходят негативные изменения [2, с.3]. В связи с этим все большее значение приобретает вопрос, касающийся особенностей формирования здорового образа жизни и здоровья старшеклассников. Изучением особенностей культуры здоровья личности на протяжении многих лет занимались ученые в различных областях науки. Так, В.А. Магин, используя личностный подход, выделяет когнитивно-мотивационный, эмоциональный и конативно-волевой компонент [1,с.41]. Л.П. Царевский рассматривал иные элементы культуры здоровья: физический, физиологический, психологический и интеллектуальный [5, с.6]. Акцент на культурологические составляющие (аксиологический и регулятивный) делают Ю.В. Громыко и Е.В. Хижнякова. По их мнению, культура здоровья - это «образцы здоровой жизнедеятельности, выполняющие ориентационную и нормирующую функции» [4, с.163].

В данной статье, под культурой здоровья мы понимаем осознание человеком ценности своего здоровья, необходимости его охраны и укрепления,а также процесс привития индивиду основ здорового образа жизни и культурных норм в сфере здоровья. Изучение сущности культуры здоровья позволяет говорить о том, что она как объект исследования, представляет огромной интерес для педагогической науки. На сегодняшний день актуальность этого понятия обусловлена снижением уровня здоровья старшеклассников. Формирование культуры здоровья у учащихся старших классов имеет свои особенности. Они определяются физиологическими и психологическими характеристиками старшеклассников, их социальными и духовными потребностями. Так, О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк утверждали, что у старших школьников происходит бурное развитие экзистенциальной сферы [3,с.296].В этот период им присущ углубленный самоанализ, поиск смысла жизни. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что именно в этот период жизни у старшеклассников появляется стремление к самовоспитанию, формированию своих положительных и устранению отрицательных черт.

В условиях общеобразовательной школ проблема активной индивидуальной деятельности школьников по формированию культуры здоровья стоит особенно остро. Педагогическая стратегия, направленная на формирование и развитие культуры здоровья среди старшеклассников образовательных учреждений должна быть ориентирована на самостоятельную выработку убеждений учащихся на основе приобретаемых ими знаний , умений и опыта. В настоящее время созданы и активно применяются на практике авторские образовательные программы по валеологии для учащихся общеобразовательных учреждений, нацеливающие старшеклассников на деятельность по формированию культуры здоровья, предотвращению вредных привычек, освоению гигиенических навыков.

Таким образом, формирование культуры здоровья старшеклассников, а именно рационально составленный режим работы и отдыха, правильное питание, занятия спортом, психическое здоровье учащихся- это важнейший элемент деятельности и одна из первостепенных задач общеобразовательных школ как социально-педагогических институтов.

 

Список литературы:

Монографии, диссертации:

  1.   Магин В.А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук.- Ставрополь, 1999. - 180 с.
  2. Полтавцева Н.Е. Педагогические условия формирования культуры здоровья у старшеклассников в процессе их исследовательской деятельности. / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 2003 г.-212 с.

Статьи из журналов:

  1. Гребенюк О.С.. Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учеб. Пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. - 572 с.
  2.   Громыко Ю.В., Хижнякова Е.В. Принципы реализации интегральной социокультурной политики по обеспечению здоровья подростков (образование, детское здоровье и окружающая среда) / Материалы Всероссийского форума по политике в области общественного здоровья «Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи».- М.: Российская ассоциация общественного здоровья, 1999.- С. 163- 172.
  3.   Царевский Л.П. Валеология на рубеже тысячелетий: принципы формирования валеологических образовательных и оздоровительных про­грамм /Тезисы докладов научно-практической конференции «Валеология на рубеже тысячелетий». - Калининград: КГУ, 1998.- С. 4-6.

 

 

Предстоящие заочные международные научно-практические конференции
A-415
Направления: все научные дисциплины
Прием материалов 31 декабря 2017 г
P-116
Направления: педагогика,психология,культурология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.
E-415
Направления: экономика,социология
Прием материалов 24 декабря 2017 г.